«Трудности перевода». Главный фильм об экзистенциальном кризисе
Видеоверсию материала смотрите здесь.
Фильм Софии Копполы «Трудности перевода» построен вокруг кризиса ее собственных отношений. В 1999 году девушка вышла замуж за актера и режиссера Спайка Джонза, и за следующие четыре года их брак постепенно распался. На фоне востребованного и вечно занятого мужа Коппола ощущала себя одинокой и неполноценной, у ее супруга почти никогда не оставалось времени на нее. Свои переживания от этого романа София «подарила» героине фильма Шарлотте, роль которой исполнила 17-летняя Скарлетт Йоханссон. Девушка так же, как сама Коппола, ощущает себя придатком к успешному фотографу Джону, ее мужу, за которым она и поехала в Токио. Вместо того, чтобы хотя бы иногда уделять внимание своей жене, тот постоянно пропадает на съемочной площадке и бессмысленных корпоративных вечеринках.
Другой герой картины, стареющий актер Боб Харрис в исполнении Билла Мюррея, переживает кризис среднего возраста. Он понимает, что мало времени уделял детям, разучился разговаривать с женой и в конце концов потерял даже свою некогда успешную карьеру. Харрис приезжает в Токио, чтобы сняться в рекламе виски, за которую ему должны заплатить два миллиона долларов. Голливудских звезд в Японии часто используют подобным образом. Например, тот же бренд алкоголя, который упоминается в фильме, рекламировал в стране восходящего солнца режиссер Френсис Форд Коппола, автор «Крестного отца» и отец Софии.
Токио как чистилище
Главные герои встречаются в тот момент, когда будущее каждого из них туманно. Шарлотта ощущает себя загнанной в угол. Она пытается понять, чем должна заниматься дальше, и что-то сделать со своим несчастливым браком. Боб, напротив, давно реализовался, но вместе с тем потерял смысл жизни. Он уже не помнит, ради чего работает, и совсем не хочет возвращаться домой. Посреди абсолютного хаоса, которым представляется глянцевый Токио, герои синхронизируются друг с другом на почве одиночества, пытаются вместе выйти из экзистенциального тупика.
Япония в фильме — это волшебная страна искрящихся рекламных баннеров. Она напоминает большой игровой автомат, кажется пластиковой, ненастоящей. Неоновые огни ночного Токио постоянно размывает холодным дождем. Тесные городские улицы зритель всегда видит в расфокусе, смотрит на них как бы в полудреме. Без посредников разобраться в этом визуальном шуме невозможно — и это очень точно передает ощущение дезориентации, потерянности, которое одолевает главных персонажей.