Напиток из корейских фильмов. Что надо знать о соджу
Там не то же, что у нас
В 2014 году аналитики компании Euromonitor выпустили исследование, результаты которого оспаривали стереотип о том, что в России пьют больше, чем в других странах. Согласно опубликованным данным, в два раза больше россиян пили жители Южной Кореи: в 2014 году среднестатистический россиянин употреблял чуть больше 6 рюмок в неделю, а житель Южной Кореи выпивал почти 14. Причем другим видам алкоголя корейцы предпочитали соджу — напиток со сладковатым вкусом, рисовым ароматом и еле заметным спиртовым запахом.
Спустя два года после выхода этого исследования крупнейший производитель соджу начал экспортировать свою продукцию в Европу и США. С тех пор продажи напитка в мире увеличивались с каждым годом. Сами производители связывали этот процесс с глобальными алкогольными трендами: растущим спросом на ароматизированные напитки и падением интереса к спиртному с высоким градусом, например рому, водке и виски. Однако рост популярности соджу совпал с еще одной мировой тенденцией — модой на современную корейскую культуру, в которой этот напиток занимает такое же заметное место, как водка в российской.
Очень пьяное кино
В июле 2012 года исполнитель Psy выпустил клип Gangam style, который спустя пять месяцев был признан самым просматриваемым музыкальным видео за всю историю YouTube. В следующем году музыкант выпустил видео Soju challenge, где он показывал, как пить соджу тринадцатью разными способами — например, держа наполненную рюмку зубами, захватывая ее палочками для еды и с локтя. В 2014 году состоялась премьера совместного клипа Psy и американского рэпера Snoop Dogg — Hangover, в котором кореец плавает в фонтане из соджу, напивается им в чопорном азиатском ресторане, на караоке-вечеринке и в недорогой забегаловке, чередуя напиток с массмаркетовым бутылочным лагером. В этой сцене исполнитель показывает, что соджу без пива, как и для некоторых русских водка без него, — «деньги на ветер».
Вслед за поп-исполнителем Psy соджу популяризировал корейский кинематограф — в некоторых фильмах этот напиток появляется чуть ли не чаще, чем водка в «Особенностях национальной охоты». Причем корейские режиссеры как бы намекали иностранным зрителям, что соджу можно пить почти всегда и везде. Чтобы уловить этот намек, не обязательно было смотреть дорамы — достаточно прочитать их названия: «Вся эта выпивка», «Выпивая в одиночку» или «Работай позже, пей сейчас».
В 2019 году «Оскар» за «Лучший фильм» впервые получил фильм не на английском языке — его Академия кинематографических искусств и наук присудила черной комедии «Паразиты» корейского режиссера Пон Чжун-хо. В том же году лента была удостоена «Золотой пальмовой ветви» в Каннах. «Паразиты», в финале которых звучит песня Soju Onе Glass, стали самой кассовой иностранной картиной в США в 2019 году. Аналитики отмечают, что с этого года продажи соджу в США начали неуклонно расти. По их прогнозам, они будут увеличиваться ближайшие три года — примерно на 7,3 процента каждые 12 месяцев. Более того, последние годы крупнейший производитель соджу продает по всему миру больше бутылок, чем престижные бренды водки, рома и виски.
Дешевый клубничный и дорогой рисовый
В России соджу часто называют «корейской водкой». Однако это сравнение не совсем верно. Считается, что напиток появился в Средние века, когда Корейский полуостров захватили монголы, которые научили местное население методу дистилляции — технологии производства алкоголя, которую сегодня используют, например, для получения виски, граппы и самогона. Долгое время корейцы делали соджу из сброженного риса, который потом перегоняли и получали крепкий и согревающий напиток с высоким градусом. Однако в 1965 году в Южной Корее запретили использовать рис для получения алкоголя из-за дефицита в стране зерновых. После этого запрета корейцы стали использовать картофель в качестве основы соджу. Ограничения на использование зерновых снимали постепенно — до 1990-х годов. После их отмены соджу стали делать из разных ингредиентов, в том числе и из риса.
Этот корейский напиток может быть среднеалкогольным, как вино, и крепким, как виски и водка. Крупные производители алкоголя разбавляют зерновой и картофельный дистилляты спиртом, полученным из сахарного тростника. Градус и состав соджу часто могут говорить о его качестве.
«30–45-градусные соджу, как правило, делают из риса, ячменя, пшеницы или картофеля, а 12–15-градусные — из сахарного тростника, — поясняет московский ресторатор Андрей Петров. — В соджу с низким содержанием алкоголя часто встречаются ароматизаторы, например клубника или грейпфрут. Такие напитки по крепости и вкусу напоминают алкогольные коктейли в банках».
Гастрономические и алкогольные пары
Соджу напоминает по вкусу разбавленную с водой водку, в которую добавили сладкое зерно. Причем наибольшая сладость ощущается в напитках, приготовленных на основе риса — соджу из него отличается от пшеничного примерно так же, как пшенная каша от пудинга: похожий, но очень отдаленно вкус можно ощутить, если смешать пополам водку в рюмке с молоком 3,2% жирности.
Сладость рисового соджу хорошо контрастирует с кислинкой, как в некоторых сортах яблок. Ее можно почувствовать, например, в азиатском коктейле «Сомэк» — южнокорейском варианте русского «ерша», который состоит всего из двух ингредиентов: соджу и светлого пива. Этот коктейль пьют в Корее как из рюмок, так и из высоких стаканов. Причем чаще залпом, нежели потягивая, как, например, «Маргариту». Идеальным соотношением соджу и пива считается пропорция 30% на 70%. «Сомэк» позволяет быстро напиться — чем и занимаются многие корейские клерки по пятницам. Этот коктейль можно сделать более сладким, добавив в него колу (вариация с ней называется «Кодзингамраэ»).
К соджу с невысокой крепостью подходят такие же закуски, как и к большинству вин, отмечает ресторатор Андрей Петров. Это сыры, морепродукты и мясные блюда. Под крепкие соджу лучше подбирать водочные закуски: овощи, соленья и наваристые супы, например рамен.
Главное, о чем стоит помнить, употребляя соджу в Южной Корее: по местной традиции стакан с допитым до дна соджу всегда наполняется собутыльниками, которые сидят за столом. Если человек не хочет больше пить, то допивать корейскую водку в стакане не следует.