Старик Хоттабыч, Дядя Степа и Том Сойер. Как работал и чем запомнился иллюстратор Герман Мазурин
Герман Мазурин родился 10 августа 1932 года в Пензе в многодетной семье. Его детство было бедным. «Я и мои товарищи — мы были настоящими оборванцами. Не было ни одежды, ни обуви. Я сам шил себе сапоги из старых тряпок», — говорил художник. Родители Мазурина были крестьянами и не имели высшего образования, но очень любили читать и собрали дома огромную библиотеку. Так будущий иллюстратор пристрастился к художественной литературе. «Когда отец ушел на фронт, я залез в его сундук с книгами и начал читать верхнюю из стопки — “Тихий Дон”. Это была первая книга, которую я прочитал. Мне тогда было восемь лет. Конечно, многого я не понимал, пропускал целые отрывки. Размышления и описания чувств героев пролистывал, не моргнув глазом, зато приключения и опасности меня тогда очень взбудоражили, как и любого мальчишку. Так я и втянулся в процесс», — говорил Мазурин. Уже тогда Герман рисовал иллюстрации к любимым текстам в тетради и вклеивал их в книги.
В 14 лет Мазурин пошел учиться в художественную школу. В качестве вступительного испытания детям тогда предложили нарисовать то, что они сами хотят. Мазурин написал портрет Сталина. Такой выбор подросток сделал из чисто практических соображений: отрывной календарь с изображением вождя висел у него над рабочим столом, из-за чего лицо главы СССР было легко воспроизвести по памяти. Учиться Мазурину, по его словам, было интересно, однако рисование в послевоенное время часто осложнялось нехваткой материалов. «Помню, что в магазинах не было бумаги для рисования, зато были портреты Молотова, отпечатанные на бумаге очень хорошего качества. Мы покупали эти портреты по 20 копеек, разрезали их так, чтобы невозможно было понять, кто на них изображен, и рисовали на оборотной стороне», — вспоминал художник в одном из своих интервью.
С 1947 по 1952 год Мазурин учился в Пензенском художественном училище, куда после годового курса в школе искусств был зачислен без экзаменов. После этого он поступил на графический факультет Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, где совершенствовал свой стиль под руководством профессора Бориса Александровича Дехтерёва. Своего мастера художник называл «учителем и наставником».
Знаменитые иллюстрации к поэме Сергея Михалкова «Дядя Степа — милиционер» Мазурин создал еще на третьем курсе института. Преподаватель Петр Суворов оценил рисунки и предложил показать их автору произведения, чтобы с его одобрения напечатать картинки в книге. «Я сразу же собрался, взял рисунки и поехал к Михалкову. Помню, что нужно было подняться на пятый этаж. Я вошел в лифт, а выйти из него уже не смог. Просто прежде никогда в жизни в лифте не ездил и не знал, как его открыть. И вдруг двери сами открываются и мне навстречу выходит молодой человек приятной наружности. Спрашивает: “Вы к кому?” Я говорю: “К Сергею Владимировичу”. Оказалось, что открыл мне Андрон Кончаловский, он тогда в десятом классе учился. А в кабинете, куда я сразу после прошел, сидел мальчик в гольфах беленьких и коротеньких штанишках. Это был Никита Михалков».
В качестве выпускной работы в 1952 году художник представил иллюстрации к сказочной повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч». На подготовку диплома студентам выделили год. В поисках «натуры», то есть основы для своих рисунков, Мазурин отправился в Крым. «Там я и встретил этого мальчишку — моего будущего Вольку. Светленький, щупленький — он работал на пляже. У меня остался первый набросок — портрет этого мальчишки, который я нарисовал в 1957 году. Конечно, в книге Волька немного видоизменился, но, приступая к работе, я уже точно знал, каким он будет». У джинна Хоттабыча тоже был свой прототип. Удивительно, но им стала женщина, которую иллюстратор встретил в трамвае: «Я мысленно пририсовал ей бороду, смотрю — это же Хоттабыч! Было ужасно неудобно — так пристально я ее разглядывал. Вышел за ней из трамвая, пристроился рядом в магазине и быстро черкал в блокноте».