«Крепость темная и суровая». Как горожане эвакуировались из Москвы в 1941 году
Москва: эвакуация в двадцать четыре часа
В начале октября немцы приступили к операции «Тайфун» — стратегическому наступлению, целью которого было взятие Москвы. Советское командование окружило город несколькими линиями тщательно возведенных укреплений, но при приближении немцев ГКО 10 октября принял решение эвакуировать металлургическую и оборонную промышленность, и партийные активисты проводили собрания, готовя рабочих к эвакуации. В Москве объявили военное положение. Положение продолжало ухудшаться, и менее чем через неделю советское руководство приняло экстренное решение об эвакуации населения, заводов, правительственных, общественных учреждений и учреждений культуры в двадцать четыре часа. Днем 16 октября Н. Ф. Дубровина и Г. В. Ковалева, заместителей наркома путей сообщения, вызвали в Кремль. Когда они вошли в приемную, Дубровин заметил, что в ней собрались наркомы, руководители различных организаций и ведомств. Все сидели молча, размышляя о высокой вероятности взятия Москвы немцами. Сталин, Вознесенский, Шверник, Косыгин, Микоян и Ворошилов, руководившие страной в военные годы, не говоря ни слова, вышли в боковую дверь, предоставив Молотову выступать перед собравшимися. Молотов говорил прямо, и его инструкции были лаконичны. Положение тяжелое: враг на подступах к столице. Присутствующим руководителям предстоит организовать эвакуацию своих учреждений, которая начнется незамедлительно и будет продолжаться всю ночь. Все документы необходимо уничтожить. Каждый наркомат оставит одного заместителя наркома и небольшое количество сотрудников, чтобы поддерживать контакт с эвакуированными предприятиями. По словам Дубровина, утверждалось, что Москву не сдадут, но, чтобы избежать жертв, бóльшую часть населения необходимо эвакуировать. В следующие полчаса Косыгин лично обсудил с каждым руководителем место и время отправки, а также пункт назначения его предприятия, организации или учреждения. Было выработано расписание поездов. Как вспоминал тот же Дубровин, к 9 часам утра 17 октября из Москвы планировали вывезти все и вся.
После выступления Молотова Дубровин и Ковалев отправились к Сталину. Он задал им короткий и предельно конкретный вопрос: смогут ли железнодорожные работники за ночь отправить из Москвы нужное количество составов? Немного посовещавшись, они ответили, что смогут предоставить 100 поездов. Трудность, как впоследствии вспоминал Дубровин, заключалась в том, что требовалось пять или шесть тысяч товарных вагонов. После аудиенции Ковалев сразу же помчался в здание наркомата, чтобы вывести все запасные поезда из депо, организовать формирование эшелонов и отдать приказ об отправлении из города. Дубровин направился к Косыгину, чтобы обговорить план эвакуации. К 4 часам дня, когда Дубровин покинул Кремль, улицы были заполнены толпами людей, устремившихся к железнодорожным станциям:
Улица Кирова, площадь Дзержинского и все прилегающие к ней магистрали и переулки были забиты людьми. Женщины с малышами на руках, дети постарше и старики с колясками, чемоданами, корзинами сплошным потоком двигались на Каланчевскую площадь к поездам, не зная, куда их повезут. Но плачущих не видно. Лица у всех суровы и строги.
Рабочие выстроились в очередь за последней зарплатой. Елена Берсеневич, кассир на хлопчатобумажной фабрике имени М. В. Фрунзе, вспоминала 16 октября 1941 года как «худший день» в ее жизни:
Придя на фабрику, я узнала, что все рабочие получают расчет — фабрика останавливается. Все были встревожены, расстроены, говорили о том, что враг очень близко, что вероятно сегодня ночью будут взрывать фабрику. По улице тянулись обозы беженцев из московских пригородов, груженных всяким скарбом. Многие торопились покинуть Москву. Я приняла от главного кассира Ильи Сергеевича Кузнецова огромную сумму денег на выдачу зарплаты (сам он выезжал на трудфронт, где работницы нашей фабрики рыли противотанковые рвы).
Никогда не забуду этот день и ночь! Толпа народа стояла у застекленных перегородок кассы, нажимая на них с такой силой, что стенки трещали. Меня торопили, на меня кричали, меня умоляли выдавать деньги скорее, а мои не привыкшие к этой работе дрожавшие пальцы так плохо слушались меня. Большим напряжением воли я заставляла себя сосредоточиться, не думать о грозящей опасности. «Не может быть! Не может быть! Не пускай врага в Москву!» — повторяла я себе, но возраставшее волнение толпы передавалось мне и непрошеные слезинки скатывались иногда по щекам, я их не вытирала и они падали на пачки денег. Я видела, я понимала, что все эти люди торопятся уехать из Москвы, спасая свою жизнь.
Не знаю, каким образом я, такая неопытная в этой работе, выдала огромную сумму денег и не просчиталась.
Поздно вечером возвращалась домой. То и дело вспыхивали зажигательные бомбы, с грохотом разрывались снаряды, навстречу попадались группы вооруженных людей. Тревожной, но по-прежнему прекрасной была родная столица. И никогда я не любила ее так сильно, как в эту ночь, когда ей угрожала страшная опасность.
Вопреки плану, предусматривавшему упорядоченную эвакуацию эшелонов, организованных различными предприятиями и учреждениями, на станции теснились толпы людей, во что бы то ни стало стремившихся уехать. Американка Мэри Ледер, жена советского служащего, вспоминала эту давку:
15 октября 1941 года. Никто из живших тогда в Москве или ее окрестностях не забудет этого дня. Город охватила паника. По всей Москве в государственных учреждениях, научных институтах и на заводах жгли документы, чтобы они не попали в руки немцев. Началась массовая эвакуация из Москвы — организованная и стихийная. Те, кто эвакуировался организованно, уезжали поездом. Эвакуировавшиеся стихийно брали то, что могли унести, и шли пешком или по возможности садились на любой попутный транс-порт. День за днем поток москвичей двигался на восток по шоссе Энтузиастов, одной из главных дорог Москвы. Но тем утром я направилась к станции, еще не зная, что творится в городе <...>. Билеты не действовали. Поезда были закреплены за разными организациями, вывозившими своих сотрудников с семьями. Это было какое-то безумие.
Московские железнодорожники задействовали весь транспорт, хотя бы отдаленно напоминавший железнодорожный вагон, в том числе вагоны пригородных электричек, трамваев и даже метро, которые специально приспособили для рельсов. Любой прибывавший в Москву состав тут же освобождали и заполняли снова. Едва солдаты, отправленные на фронт из Сибири, успевали сойти с поезда, внутрь уже ломилось гражданское население. Первые эшелоны отправились в 6.20 вечера. К 10 утра было загружено уже 100 вагонов. Дубровин с гордостью вспоминал, что за ночь из Москвы удалось отправить около 150000 человек. Ранее немцы уже бомбили московские вокзалы и продолжали сбрасывать на них бомбы впоследствии, но в ту ночь ни одна бомба не упала ни на Казанский вокзал, ни на Северный речной порт, откуда отправляли транспорт. По словам Дубровина, враг так и не узнал об эвакуации.
В следующие недели из Москвы продолжали тянуться эшелоны. Хотя немцы обстреливали и бомбили железнодорожные пути, каждый день из города отправлялось в среднем около 80 составов, заполненных людьми, имуществом и машинами. В конце октября Г.И. Зезюлев, рабочий автомобильного завода имени Сталина (ЗИСа), получил указание вместе с предприятием эвакуироваться в Ульяновск за 4 часа до отъезда. Вот как он описывал вид, открывавшийся из окна уходящего поезда:
Медленно шли эшелон за эшелоном в пределах видимости, останавливались подолгу и внезапно снова двигались. Полыхали на горизонте кровавые зарницы недалекого фронта, иногда доносился гул как будто далекого грома. Проезжали мимо безлюдных станций: ни подвижного состава, ни пассажиров, ни обслуживающего персонала, кроме одного-двух железнодорожников с усталыми тревожными лицами. Неспокойно было в эту пору, постоянно опасались налетов вражеской авиации на бесконечные эшелоны, переполненные людьми, здоровыми и больными, молодыми и старыми.
Несмотря на уверения Сталина, что Москву не сдадут, жителей ужасала мысль об оккупации, казавшейся неизбежной. Массовый исход из столицы позднее в шутку называли «большим драпом». Когда учредили медаль «За оборону Москвы», подвешенную на классическую медальную ленту, циники каламбурили, говоря, что некоторым стоило бы носить медаль на куске драпа. Хотя десятки тысяч людей отправились в эвакуацию или бежали, многие решили остаться, порой отказываясь выполнять прямые указания начальства и уезжать со своими предприятиями, иные же вступали в вооруженные отряды, чтобы участвовать в обороне города.
30 ноября температура опустилась до минус 45 градусов. Солдаты вермахта были совершенно не готовы к лютому морозу. Гитлер, уверенный, что захватит Москву уже в октябре, решил, что армии не понадобится зимнее снаряжение, и сотни тысяч получили обморожения. Двигатели глохли, смазка для снарядов застывала, люфтваффе было парализовано. 5 декабря Красная армия перешла в контрнаступление, очистив от врага Калинин (Тверь), Клин и еще несколько городов к северу от Москвы, а также Наро-Фоминск, Калугу и Малоярославец на юго-западе. В декабре советское руководство прекратило эвакуацию, убедившись, что Москва и соседние области вне опасности. В общей сложности из столицы было вывезено почти 500 предприятий и более 1,5 миллиона вагонов в составе 30000 эшелонов. Красная армия приостановила наступление 7 января 1942 года, отогнав замерзающие германские войска на 100–250 километров назад по всему фронту вокруг Москвы. Это было первое крупное поражение вермахта с начала войны — и первая брешь в мифе о непобедимости нацистов.