От Москвы до Перми. Что готовят театры в новом сезоне
Москва
Театр наций
В конце сентября Юлия Пересильд и Вениамин Смехов выступят в главных ролях премьерного спектакля «Последнее лето» по тексту Анны Козловой. Ее перу принадлежат сценарии популярных сериалов «Медиатор» и «Самка богомола». Действие постановки разворачивается во время Первой мировой войны. Место событий — курортный поселок Куоккала под Ленинградом (современное Репино). Компания друзей проводит летние вечера за чтением вслух и обсуждением искусства. Герои предчувствуют надвигающееся бедствие и стараются сохранить память о счастливом, мирном времени.
Театр «Шалом»
Сезон откроют шумно — спектаклем-концертом «Шалом 48–23». Художественный руководитель театра Олег Липовецкий и драматург Лара Бессмертная собрали философский спектакль-дискуссию о судьбе, творчестве и свободе на основе интервью и разговоров с артистами.
Актер театра Дмитрий Уросов («Полная иллюминация», «В начале было…») представит режиссерскую работу — спектакль-сторителлинг для школьников «Недоросль». Пьеса Дениса Фонвизина будет подана в необычном ключе, с иммерсивной составляющей: зрителям предложат примерить на себя образы героев и смоделировать свое поведение в предложенных обстоятельствах.
Театр «Практика»
Ближайшая премьера сезона — документальная драма по пьесе драматурга Алексея Житковского «Кровоизлияние в МОСХ». Спектакль поставил Юрий Печенежский. До этого режиссер не работал на столичных площадках, но его спектакли «Ганди молчал по субботам» в Новокузнецком и «БАЗАРОВ» в Великолукском театрах вошли в лонг-лист «Золотой маски». Новая постановка основана на реальных событиях. Действие разворачивается в 1962 году, когда Никита Хрущев разгромил выставку «Новая реальность», посвященную 30-летию Союза художников. При работе над спектаклем команда использовала вырезки из газет, стенограмму слов Хрущева на выставке в Манеже и воспоминания художников-авангардистов.
Театр на Таганке
В начале сезона показывают мелодраматичный «Причал» Сергея Тонышева по одноименному киносценарию Геннадия Шпаликова. Этот спектакль поставили участники режиссерской лаборатории «Ликбез». Там же подготовили и вторую премьеру сезона — «Три+Три» по пьесе Алексея Арбузова «Шестеро любимых». По словам режиссера постановки, Александра Пронькина, спектакль получился в жанре пародийной комедии дель арте.
В рамках лаборатории «Репетиция» родились еще две премьеры: «Леди Макбет Мценского уезда» Олега Еремина по драме Николая Лескова и «Кастинг 81/18» Виктории Латышевой и Георгия Смирнова на основе их собственного сценария. В нынешнем сезоне планируются новые лаборатории: в честь юбилейного сезона «Таганка-60» и «В поисках жанра». Последняя посвящена легендарным актерам театра: Владимиру Высоцкому, Николаю Губенко, Леониду Филатову и другим.
Театр Маяковского
Первой премьерой в этом сезоне на Сцене на Сретенке стала «Палата № 6» Евгения Закирова по одноименной повести Чехова, — традиционная интерпретация для любителей классического театра. Для тех, кто предпочитает экспериментальные постановки, в театре готовят спектакль «Сны русской литературы» Петра Айду. Премьера саунд-драмы состоится весной. Зрителю Айду известен как лидер «Персимфанса», авангардного оркестра без дирижера.
В конце октября на основной сцене Театра Маяковского художественный руководитель Егор Перегудов представит постановку «Лес» по пьесе Александра Островского. Спектакль приурочен к двум датам — 200-летию со дня рождения драматурга и 100-летию с премьеры постановки Всеволода Мейерхольда. В своем «Лесу» Перегудов применял принципы биомеханики — авторский метод работы с актерами Мейерхольда. В декабре театр представит постановку «Другая сказка» — дебют кинорежиссера Сергея Урсуляка на театральной сцене. А весной 2024 состоится премьера спектакля «Симон» по роману Наринэ Абгарян в постановке Дениса Хусниярова.
На весь сезон Сцена на Сретенке приютит лабораторию современного театра под кураторством Дмитрия Крестьянкина. Программу откроет культовый спектакль «Квадрат». Это документальная постановка петербургского «Плохого театра» о юности тех, кто рос в 90-е. В мае-июне обещают новый спектакль Крестьянкина — «рок-концерт» о нулевых.
Театр им. Ермоловой
На сцене Театра им. Ермоловой впервые дают мюзикл. Большой поклонник Тима Бертона и сказок братьев Гримм, режиссер Алексей Золотовицкий рассказывает, что его постановка «Крем» — это история о том, как вести себя в любой, даже самой странной ситуации. Главная героиня получает в качестве отступных от мужа, как она думает, ресторан «Крем». Женщина уверена, что сможет превратить заведение в прибыльное и модное место. Но есть пара нюансов. Выясняется, что внутри вместо столиков и кухни есть только огромная печь. И это неспроста, ведь полное название «заведения» — КРЕМаторий. В постановке заняты Шариф Абдул, Борис Миронов, Стася Милославская, Дарья Мельникова и другие.
На 28 сентября запланирована еще одна премьера — «Комната Адлера» с Олегом Меньшиковым и Евгением Ткачуком. Спектакль поставлен по пьесе Анастасии Букреевой, основанной на реальной истории Билли Милигана, страдавшего множественным расстройством личности. Режиссером постановки выступила Лера Суркова, известная по работам «Сосед» и «Золотой дракон» в Театре на Таганке.
РАМТ
Новый сезон открыли постановкой «Здесь дом стоял». В основе спектакля лежат документальные материалы, обработанные драматургом Андреем Стадниковым, — воспоминания старших актеров РАМТа о доме, любимых вещах и театре. Маленькая сцена РАМТа превращается в многокомнатную квартиру, где старожилы ждут зрителей в гости.
Театр им. Пушкина
Театр откроется после ремонта 11 ноября и представит первую премьеру сезона — спектакль «Космос» по пьесе Алексея Житковского. В центре сюжета история провинциальной учительницы, которая ждет, когда в город приедет ее одноклассник. Когда-то она не ответила ему взаимностью, а спустя годы он стал известным на всю страну космонавтом. Главную роль в постановке Игоря Теплова сыграет Виктория Исакова.
Всего худрук театра Евгений Писарев обещает в новом сезоне выпустить 8 премьер. Например, Владимир Киммельман ставит повесть Бориса Васильева «Завтра была война», Филипп Гуревич — «Маленькие трагедии» Александра Пушкина.
Пространство Внутри
Театр открылся в 2021 году и уже успел завоевать сердца не только зрителей, но и критиков. Билеты сюда достать сложно. Площадка находится во дворе дома на Казакова, 8: почти там же, где был «Гоголь-центр». У театра нет постоянного режиссера, его заменяют резиденты. Состав труппы тоже меняется. В этом сезоне Александр Плотников (театральная компания Жени Беркович «Дочери Сосо») представил в театре премьеру спектакля-читки «Хиросима» по одноименному репортажу Джона Херси в The New Yorker 1946 года. Сложный текст свидетелей катастрофы распределили между собой шесть актрис: Наташа Горбас, Елена Махова, Юлия Скирина, Ира Сова, Ульяна Лукина и Мариэтта Цигаль-Полищук.
Театр «Маска»
Новая театральная площадка в Москве работает меньше года. За это время на ней успели показать спектакли-номинанты «Золотой маски» из других городов России, а в этом сезоне на большой сцене театра в здании МДМ можно увидеть постановки столичных трупп. 20 и 21 октября театр «Шалом» сыграет здесь трагическую и смешную историю «Моня Цацкес — знаменосец» по книге Эфраима Севелы. Эта флагманская постановка театра рассказывает о литовском еврее, который не умел и не хотел воевать, но был вынужден участвовать во Второй мировой войне. Спектакль Олега Липовецкого создан в жанре, который соединяет в себе площадной театр и сторителлинг, и предлагает зрителю быть не просто наблюдателем, а участником спектакля.
Мобильный Художественный театр
В постановках Мобильного Художественного театра декорациями становятся улицы и площади городов. Аудиоспектакль-прогулка драматурга Лейлы Эрдман и режиссера Дмитрия Волкострелова «Встречи и расставания» появится в свободном доступе в мобильном приложении театра 21 сентября. Маршрут спектакля начинается у станции метро «Площадь Ильича» и заканчивается на территории завода «Кристалл». Сценарий основан на реальных историях жителей района Лефортово: фрагментах из интервью, дневниках разных эпох, связанных с этими местами, фотографиях. Главные роли озвучили Юлия Снигирь и Михаил Тройник. Отправиться по маршруту «Встреч и расставаний» можно в любое время: он проходит по атмосферным уголкам Лефортово — мимо Спасо-Андроникова монастыря и шлюза на Москве-реке, по мостам и вдоль зданий XIX века. Если отправиться на прогулку парой и следовать всем инструкциям из спектакля, то в середине пути придется разойтись и встретиться снова в финальной точке променада.
Санкт-Петербург
Александринский театр и Новая сцена
Новый сезон начнется с Международного театрального фестиваля «Александринский». В рамках мероприятия покажут постановки театров из Чеченской республики, а также Армении и Сербии. Завершит основную программу премьера Константина Богомолова «Мать» по одноименному произведению Максима Горького.
Недавно театр представил нового главного режиссера — Никиту Кобелева. В 2021 году на Новой сцене он поставил успешный и жесткий спектакль «Тварь» по роману «Мелкий бес» Федора Сологуба. На этот сезон Кобелев взял в работу роман Льва Толстого «Воскресение», премьеру по тексту обещают выпустить к февралю.
Другой крупный фестиваль пройдет на Новой сцене. Весь год здесь планируют праздновать 150-летие Всеволода Мейерхольда. Для зрителей готовят инсталляции, перформансы, лекции, выставки и концерты, в том числе фестиваль «Jazz M» в ноябре, постановку Кирилла Люкевича «Мейер» по роману Сергея Кемпо.
Большой драматический театр
В этом сезоне театр представит долгожданную премьеру Андрея Могучего «Холопы» по мотивам одноименной пьесы Петра Гнедича. В центре сюжета оказывается дворянская семья из Петербурга 1801 года. Историческая хроника в постановке сочетается с элементами психологической драмы и трагикомедии. Зная художественный метод Могучего, можно предположить, что без постмодерна в новой работе не обойдется.
БДТ продолжит инклюзивную театральную лабораторию «АУ». В этом году под руководством режиссера Яны Туминой выйдет спектакль, в котором вместе с артистами БДТ сыграют люди с расстройствами аутистического спектра. В театре также продолжит работу лаборатория фонда «ПРО АРТЕ» для незрячих и слабовидящих людей «Не зря».
Малый драматический театр Европы
Открыли сезон чеховской «Чайкой» в постановке Льва Додина. Новую работу на сцене МДТ готовит любимица петербургской публики Яна Тумина — спектакль по «Бегу» Михаила Булгакова. До этого режиссер уже поставила в театре два успешных спектакля: трогательный «Где нет зимы» по книге Дины Сабитовой и трагичный, но такой важный «Будь здоров, школяр» по текстам Булата Окуджавы.
Большой театр кукол
БТК открывает сезон премьерой спектакля для детей по мотивам сказки «Теремок». Трогательная и чуткая постановка Дарьи Левингер на языке кукол расскажет, как дружить с соседями и решать конфликты мирным способом, учиться слышать и понимать друг друга.
С 26 сентября по 1 октября пройдет фестиваль-лаборатория «Фундамент». На сцене БТК покажут 18 авторских эскизов, вдохновленных «Божественной комедией» Данте. Каждый вечер зрителей будут ждать три зарисовки и обсуждение с критиками и режиссерами. В рамках фестиваля исследователь творчества Данте Светлана Левингер прочтет курс лекций, посвященный трактовкам «Божественной комедии». А историк Михаил Медведев расскажет о Флоренции и времени, когда сочинялся фундаментальный текст.
Karlsson Haus
В театре осенью представят две премьеры. Их роднят редкие для сцены литературные авторы: скандально известный Борис Виан и последний из битников — Ричард Бротиган.
Режиссер Евгений Корняг представит «Сердцедера» по одноименному абсурдистскому триллеру Виана. Обещают спектакль о жестокой материнской любви, которая не только дает жизнь, но и незаметно душит, прикрываясь заботой.
В конце сентября режиссер Борис Павлович в паре с художницей Ольгой Павлович покажут диптих «Ловля форели на рассвете/Ловля форели на закате» по роману Бротигана. Этот отпетый романтик писал вне привычной логики, сочиняя тексты, как он выражался сам, из «арбузного сахара» и «голубоглазой травы». Так и спектакль по мотивам его произведения не имеет сквозного сюжета, но содержит в себе тоску по идеалу и запечатленную вечно исчезающую красоту.
Новосибирск
«Красный факел»
Новый сезон главный режиссер театра Андрей Прикотенко планирует посвятить классике. Первой премьерой будет постановка самого Прикотенко по «энциклопедии русского человека» — «Мертвым душам» Гоголя. Обещают масштабный спектакль, в котором будет задействована почти вся труппа и полностью трансформировано сценическое пространство.
Позже свои работы выпустят петербургские режиссеры Роман Габриа и Петр Шерешевский. Габриа взялся за «Собачье сердце» Михаила Булгакова, а Шерешевский поставит «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова.
Пермь
Театр-Театр
Сейчас в Театр-Театре гастролируют спектакли — лауреаты «Золотой маски». Самые интересные: «Сын» Юрия Бутусова, «Карамазовы» Льва Додина, «Товарищ Кисляков» Андрея Калинина.
Первая премьера сезона — музыкальная постановка о переходном возрасте и поиске себя «Как пережить лето». Главная героиня, Полина, обожает аниме и больше верит в придуманный мир, чем в реальный. Может показаться, что спектакль рассчитан на подростков, но на самом деле он для всех, кто помнит время, когда фантазии были сильнее реальности, а лето казалось бесконечным.
Подготовила Елена Свиридова