В Госдуме предложили отбирать детей в школы по уровню владения русским языком. Зачем это нужно и что думают учителя и родители
5 сентября депутат Госдумы Татьяна Буцкая предложила брать в школу только тех детей, которые хорошо владеют русским языком. По ее словам, многие ученики сегодня не могут освоить учебную программу, поскольку просто не понимают, что им говорит педагог.
Таких школьников Буцкая называет «инофонами» — главным образом это дети из семей мигрантов. Депутат считает, что обучение в одном классе школьников со знанием языка и без него препятствует полноценному освоению учениками образовательного курса. Чтобы решить проблему, депутат предлагает принимать решение о зачислении в школу после сдачи языкового экзамена. До сих пор единственным критерием отбора детей было наличие в учебном заведении свободных мест.
«Исключительно из уважения к ребенку мы должны сделать так, чтобы он сначала выучил язык и только после этого приступал к школьной программе», — поясняет свое предложение Буцкая в разговоре со «Снобом».
По ее мнению, подготовить детей к школе возможно с помощью специального курса, вести который могли бы преподаватели русского языка как иностранного. Депутат также заметила, что детям-инофонам в рамках дошкольной подготовки следует больше рассказывать про русскую историю и культуру.
Языковой барьер
По данным на апрель 2021 года из 800 тысяч находящихся в России несовершеннолетних детей мигрантов лишь 140 тысяч посещали школы, заявил заместитель руководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов.
Большинство из них при этом не обладали достаточным знанием языка, чтобы освоить учебную программу. Около 10 тысяч из этих детей в принципе не говорили на русском до того, как пошли в школу, заявил глава СПЧ Валерий Фадеев. «По моим данным, речь идет о десятках тысяч детей в разных регионах России. И мы должны дать им возможность нормально учиться в школе», — говорит он.
Летом 2023 года о недостаточном владении русским языком среди детей мигрантов заявил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. «Выборочная диагностика показала, что больше трех четвертей несовершеннолетних мигрантов русский язык знают плохо. Это не всегда их вина. В семьях приезжих обычно говорят на родном языке. Многие мигранты, о чем мы тоже неоднократно говорили, живут замкнутыми общинами, что тоже не способствует распространению у них русского языка», — говорит Медведев. Проблемы в освоения русского языка учениками-инофонами зампред Совбеза тогда назвал «серьезными».
В родительском сообществе инициативу Буцкой приняли положительно, сообщает «Снобу» глава «Национального родительского комитета» Ирина Баронец. «Государственный язык России — русский. Все учителя проходят подготовку, чтобы обучать детей на русском языке. Поэтому, если такая возможность есть, освоить русский язык в дошкольном возрасте для детей мигрантов было бы предпочтительнее. Если ребенок приехал в страну в более старшем возрасте, ему придется потерять год на изучение языка, зато в дальнейшем ему будет проще», — считает она.
Дискриминация и курсы в детском саду
Ограничивать поступление детей в школу по языковому признаку нельзя, поскольку чем раньше ребенок попадает в языковую среду, тем быстрее он начинает осваиваться в ней, считает заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
«Другое дело, что с незнанием русского действительно нужно уметь работать. В обновленном профессиональном стандарте педагога, к составлению которого я причастен, среди обязательных компетенций присутствует преподавание русского как неродного. По-хорошему обучать детей языку, как и культуре, и истории, должны с детского сада» — говорит «Снобу» эксперт.
В то же время Ямбург заметил, что большинство детей-мигрантов начинают учиться в российских школах не с первого класса и детский сад не посещают.
Хотя запрос на изучение русского как иностранного у детей и их родителей есть, ответить на него государство не сможет, считает председатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. «Чтобы реализовать такую программу потребуется очень много денег — на зарплаты учителям, издание учебников и так далее. Кроме того, реализовать эту идею невозможно, поскольку существует дискриминация. По моим сведениям, для детей мигрантов в Москве до сих пор есть отдельные очереди в детские сады — то есть ребенка из Таджикистана или Грузии старательно никуда не берут. Представить себе детский сад, где такого ребенка не просто примут, а еще и будут учить русскому как иностранному, мне лично очень сложно», — говорит Луховицкий «Снобу».
Педагог считает, что даже под предлогом изучения русского языка в рамках подготовительного курса у детей нельзя отнимать право на зачисление в школу. «Государство должно сделать так, чтобы ребенок учился. И если он плохо понимает русский, это не повод на еще несколько лет лишать его математики, пения и физкультуры», — замечает Луховицкий.
Подготовил Егор Спесивцев