Кухня на сцене и пирожки из зайчатины. Чем интересен проект «МИР РИМ» в Электротеатр «Станиславский»
«МИР РИМ» — это проект режиссера Бориса Юхананова и выпускников его Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР). Премьера состоялась осенью 2022 года. Тогда зрителям представили 21 спектакль по мотивам четырех трагедий римского цикла Шекспира: «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Тит Андроник» и «Кориолан». Молодые режиссеры лаборатории МИР-6 самостоятельно выбирали материал для своих композиций и инструменты для реализации в сценическом пространстве. В постановках объединены разные, несовместимые на первый взгляд вещи и символы: три поросенка и римские легионеры, китайский театр и ресторан на сцене, композиция «Команданте Че Гевара» и хиты Ирины Аллегровой. Весь проект можно разделить на три блока: «Подмостки» (11 вечеров), «Дорога» (четыре вечера) и «Элизиум» (шесть вечеров). В «МИР РИМе» задействованы более 100 человек — это выпускники мастерской, приглашенные участники и художники.
Масштабное производство
Одна из ключевых черт «МИР РИМа» — сложнейшая сценография и костюмы. Над их созданием трудилась целая команда. Эскизы подготовили шесть молодых художниц — Даня Пятенкова, Арина Захарова, Маша Титова, Лия Паршина, Оля Суслова и Аня Асланян — под руководством главного художника Электротеатра Анастасии Нефедовой. С пошивом помогали специально приглашенные для этого мастера. Один из самых интересных образов, который можно увидеть, — кентавр в постановке «Дорога. Вечер 2». Костюм рассчитан на двух человек и сконструирован по принципу телеги, где один актер везет другого. Используются в постановках и костюмы из подбора. Некоторые из них ранее были представлены в опере «Сверлийцы», а восточные наряды были взяты из спектакля «Синяя птица».
Кухня на сцене
Специально для спектакля «Подмостки. Вечер 5» сцену Электротеатра «Станиславский» переоборудуют под ресторан. В первом акте — рыбный, во втором — мясной. В центре авансцены устанавливают индукционную плиту и стол, на нем раскладывают все необходимые инструменты и продукты. Поваром выступает сушеф Noor Bar Хасанджон Абдулаев. «Сначала было непривычно: все-таки кухня — это одно, а здесь пространство, где на тебя смотрит большое количество людей, но я быстро включился. У меня уже был похожий опыт, я участвовал во многих кулинарных шоу. Считаю, справился. Забавный эпизод был в самом конце второго акта: меня никто не предупредил, когда закончился спектакль. Все ушли, а я стоял и ждал сигнала. Все начали хлопать, а я продолжал стоять один и готовить. Это было очень неожиданно», — говорит Абдулаев. В импровизированном ресторане установили и столики. За каждым разыгрывают разные сцены из трагедий Шекспира: где-то слышен диалог из трагедии «Антоний и Клеопатра», где-то — разговоры о политике из пьесы «Юлий Цезарь».
Череп капитолийской волчицы
Череп капитолийской волчицы — образ, который придумал художник Иван Кочкарев специально для проекта «МИР РИМ». В том или ином виде он возникает практически во всех постановках: в спектакле «Подмостки. Вечер 1» актеры играют в декорациях в виде гигантской разомкнутой пасти волчицы, в «Элизиуме. Вечер 3» она проецируется на экране.
«Непременным партикаблем елизаветинского театра (отсылка к эпохе расцвета английского драматического театра, который обычно связывают с творчеством Шекспира. — Прим. ред.) была Адская Голова, вход в Ад. В нашей истории — не только о Мире, но и о Риме — она стала черепом капитолийской волчицы.
All the world's a stage почему-то утвердилось по-русски как “весь мир — театр”. На мой субъективный взгляд, “весь мир — подмостки” звучит пронзительнее. Экзистенциальнее. Визуально я могу представить себе грубо сколоченные подмостки с актерами как последний космический корабль человечества, а художника по свету — как млечный путь», — говорит художник-постановщик проекта «МИР РИМ» Иван Кочкарев.
Китайский театр в Римской империи
Две постановки, «Подмостки. Вечер 9» и «Элизиум. Вечер 2», выполнены в стиле китайского театра. Через иерархическую структуру, ритуалы, жесты и интонации участники проекта рассматривают две империи — Китайскую и Римскую.
В спектаклях используются особая сценография и хореографические решение. Например, ритуальный китайский танец дракона или змеи, бой с палками в стиле китайских боевых практик, поставленный актером Иваном Котиком — долгое время он работал с Джеки Чаном. Актрисы в гриме и народных костюмах читают диалоги из пьесы «Кориолан».
«Нам дали задание: смотреть китайские дорамы, сериалы по 60 серий, на фантастическую и историческую тематику. Смотрели «Список Ланъя» и «Принцессу-шпионку», дальше — на свой вкус. Я выбрала «Восточную Одиссею». По дорамам мы изучали, как взаимодействуют классы, как молодые относятся к старшим. Отмечали внешние атрибуты, следили за игрой актеров и сценами боев. Нам была интересна фантастика, потому что у нас тоже фантастическая мультивселенная, и, конечно, исторический аспект здесь играл огромную роль», — говорит участница режиссерской группы Юля Машукова.
Эфемерное искусство
На сцене в постановке «Дорога. Вечер 1» установлен длинный подиум — стол, покрытый белой скатертью, на который с особой ритуальностью расставляется посуда. Далее перед зрителями разыгрывается буффонада по мотивам пьесы «Тит Андроник» в комическом исполнении сказочных персонажей: трех поросят, волка и зайчихи. Затем в посуду участники спектакля раскладывают пирожки из зайчатины, а в финале акта ее разбивают проходящие по столу варвары. Примечательно, что посуду делают сами участники проекта специально к спектаклю. Для каждого показа вручную изготавливают более 120 предметов.
Автор: Полина Юдина