Как российским брендам завоевать зарубежные рынки и стоит ли это делать
Основатель, идеолог и художник локального камчатского бренда «Береги», который создает модную и экологичную одежду, Татьяна Шарыга представляла на встрече класс креаторов. На паблик-токе Татьяна рассказала о том, как строится работа их небольшой компании, как устроено производство, в чем заключаются сложности инвестирования, развития бренда, логистики, масштабирования без потери идеологии бренда.
Среди спикеров встречи был и Игорь Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий России. Он знает об устройстве всех регионов России, небольших городах и селах, в которых запущено производство того или иного продукта в сфере креативных индустрий. Также он профессионально анализирует и систематизирует проблемы и ошибки бизнесменов, ведущих бизнес в регионах страны, и занимается кризис-менеджментом. Иногда, по его словам, эти проблемы решаются до смешного просто: предпринимателям в провинции, создающим удивительной красоты товар, просто в голову не приходит профессионально его фотографировать и представить миру. Нерешительность или непонимание последовательности шагов сдерживает компании, не дает развиваться и получать достойную прибыль. Впрочем, как утверждает Намаконов, бывает и такое, что компании, работающие над уникальными проектами в провинции, намеренно отказываются масштабироваться и «выходить в мир». Этот опыт также достоин внимания и изучения.
Могут ли российские креативные индустрии стать продуктом на экспорт? Могут ли они послужить своеобразным мостом между Россией и миром? Ответы на эти вопросы, вынесенные на обсуждение в рамках паблик-тока, дала Юлия Стоногина, директор Российско-японского форума по креативной экономике. Юлия подробно изучила опыт Страны восходящего солнца и является экспертом в области государственных программ, адресного финансирования отдельных проектов провинций и муниципалитетов Японии. Рассказывая о японском опыте сопровождения малого бизнеса и региональных проектов, Стоногина также затронула тему интереса японцев к русским товарам и брендам. И этот интерес очень высок. Русский мультипликационный герой Чебурашка произвел в Японии фурор еще в 80-е годы ХХ века, и сейчас, спустя 40 лет, по-прежнему востребован и любим.
По мнению Юлии, в принятии иностранным рынком чего-то незнакомого, чужеродного, вместо «фактора удачи», правильнее рассчитывать на глубокое исследования и понимание аудитории, с которой планируешь работать.
Например, тот же Чебурашка идеально вписался в японскую эстетическую концепцию кавая: любовь японцев ко всему милому, нелепому и славному обеспечила триумфальное шествие неведомой русской зверушки в их стране.
Дискуссия затронула все уровни экспорта российского креатива и дала возможность участникам клуба молодых экономистов ВЭБ.РФ рассмотреть вопрос одновременно с нескольких ракурсов. Именно такой системный подход необходим для развития креативных индустрий.
В финале встречи эксперты ответили на важный вопрос: нужно ли сейчас ориентироваться на экспорт российских креативных индустрий и какие именно первые шаги в этом направлении нужно предпринять?
Татьяна Шарыга, основатель, идеолог, художник бренда «Береги»
Креативные российские бренды выводить на международный рынок стоит, без сомнения! Я убеждена, что о локальных креативных брендах из нашей страны должен знать весь мир. Сейчас в России знают много некрупных европейских, американских брендов и любят их. Нам тоже есть что показать и нас есть за что полюбить. Наши таланты и крутые проекты могут стать поводом для знакомства. Про «первые шаги» отвечу так: нужно очень серьезно подготовиться. Перед тем как о себе заявлять, нужно хорошо все просчитать, подготовиться, ответить самому себе на массу вопросов. Шаг номер два: нужно правильно, органично взаимодействовать с государством. Сейчас можно получить разную помощь: от грантовой поддержки до ситуационного консалтинга. Не надо этим пренебрегать.
Юлия Стоногина, директор Российско-японского форума по креативной экономике
Когда ты сам не выводишь свой продукт на зарубежные рынки, когда ты сам не умеешь монетизировать то, что ты создаешь, этим рано или поздно начинают заниматься другие. Возникает вопрос: а почему же не ты? В Японии любят матрешек и любят Чебурашку. Но это не приносит никакой прибыли России и русским бизнесменам. Мой совет новому поколению предпринимателей: изучайте рынок, погружайтесь в тему, будьте готовы к вызовам. Не будьте инертны, будьте деятельны. В качестве мотивации скажу, что средний возраст предпринимателей в Японии, впервые открывающих свое дело, — 61 год. Не сомневайтесь в себе, не слушайте, если кто-то говорит «куда тебе» или «поздно уже». Верьте в себя, изучайте вопрос, изучайте рынок, идите в него со своим предложением. Безусловно нужно экспортировать российский креатив на зарубежные рынки.
Игорь Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий России
Есть базовый стейтмент, утверждение, работающее для любой страны: креативные индустрии без экспорта не живут. Соответственно, «нужно ли экспортировать», мы уже не спрашиваем. Нужно обязательно. Это естественный способ развития продукта, расширение спроса. Иногда бывает, что локально продукт не оценивается, а глобально активно востребован, производит фурор. Вообще, я думаю, что достаточно осознанный креативный предприниматель должен думать о масштабировании и экспорте продукта с самого начала, прямо на этапе запуска.
Что касается первых шагов в этом направлении — их нет. Нет шага «номер один». Нужно предпринимать комплекс мер. Важные факторы для запуска: упаковка продукта, понимание контекста страны, на рынок которой выходишь, налаживание бизнес-связей. То есть комплекс мер, которые нужно обдумать и принять одновременно.
Клуб молодых экономистов ВЭБ РФ «Что будет дальше?» — дискуссионный формат для обсуждения актуальных вопросов экономики.