«Фестиваль работает как единый организм». Основатель Signal Сергей Фадеев о работе с ландшафтом, иностранных артистах и программе фестиваля
В России опен-эйры обычно устраивают в поле, но некоторые площадки фестиваля Signal расположены в лесу. Насколько сложно работать с таким ландшафтом?
Signal проходит в крупнейшем арт-парке Европы — «Никола-Ленивце». На его территории находятся леса, поля, реки, болота. Мы бережно взаимодействуем с этим разнообразным ландшафтом: он подсказывает нам, как могут выглядеть сцены. Например, концертная площадка Meadow, что переводится как луг, находится на поляне, где классно распространяется звук. Сцена Mobius (название отсылает к имени немецкого математика, изобретателя ленты Мебиуса. — Прим. ред.), наоборот, расположена в овраге в чаще леса, получается, что площадка окружена естественным амфитеатром.
Из года в год фестиваль строится в соответствии с темой. В 2023 году это «взаимная поддержка и процесс совместного создания утопического мира музыки, архитектуры и искусства». Почему выбор пал на такую концепцию?
Тема родилась на прошлогоднем фестивале. Мы почувствовали, что люди вместе хотят создавать Signal, как сильно они хотят в нем участвовать: будь то волонтер, артист или просто гость. Гостей фестиваля я скорее называю участниками, потому что каждый привносит в него что-то своим «луком» или переживаемыми эмоциями. Мы почувствовали, что фестиваль работает как единый организм и люди на несколько дней объединяются в общем светлом порыве. Для нас это стало мотивирующей силой.
В последнее время часто возникает вопрос: зачем проводить фестивали, если многие зарубежные музыканты не приезжают? Что вы думаете об этом?
В России сейчас достаточно классных артистов, многие появились и выросли во время пандемии. Да и иностранные музыканты, как показывает практика, приезжают — в этом году будут артисты из Германии, Японии, Испании, Румынии, так что тут проблемы я не вижу. Правда, последние несколько лет привозить иностранцев — это целый квест. До сих пор в некоторых странах действуют пандемийные ограничения. Значительно выросли затраты на организацию: ситуацию усугубляет курс доллара. Но мы делаем все возможное, чтобы радовать гостей интересными международными выступлениями.
Сама значимость проведения фестиваля мне сейчас кажется максимально высокой: для людей важна возможность испытать позитивные эмоции, почувствовать свободу, увидеть свет, когда вокруг темно.
Артисты на Signal достаточно разнородные. Кажется, что аудитория, которая ходит на группу «Буерак», сильно отличается от той, что будет танцевать под техно или слушать эмбиент. Почему вы решили объединить электронную музыку и артистов других жанров?
Мы никогда не ограничивали себя только электронной музыкой. В этом году у нас семь сцен, поэтому каждый человек сможет найти что-то свое и выстроить собственный музыкальный маршрут. Наша аудитория в целом открыта к тому, чтобы не ограничивать себя рамками одного жанра, да и деление по жанрам довольно условное.
Signal нельзя назвать именно музыкальным фестивалем, потому что он и про архитектуру, визуальное искусство. У вас есть целая программа арт-резиденций. Как она проходит и смогут ли гости фестиваля увидеть работы резидентов?
«Резиденция» — это наша постоянная программа, которая представляет собой открытый конкурс среди музыкантов и видеохудожников. Нам присылают заявки со всей России и даже из-за рубежа. Кураторы отбирают самые интересные из них и занимаются с резидентами сначала в студии в Москве, а потом выезжают в Никола-Ленивец и продолжают работать уже там, в полевых условиях — буквально вплоть до записи звуков в полях. Результатом станет аудиовизуальная инсталляция, представленная на протяжении всего фестиваля. А совместным концертом всех участников резиденции откроется Signal.
В Никола-Ленивце есть постоянные архитектурные объекты. Строится ли на территории парка что-то специально к фестивалю Signal?
Да, каждый год мы проводим конкурс — у нас есть программа арт-грантов. Выбираем трех победителей, которые создают свои арт-объекты.
Еще в этом году мы строим новую сцену — Ghosty — на ней будут играть эмбиент. Это не танцевальный формат, гости могут посидеть, полежать и вместе с артистом как бы «позалипать» под его музыку.
Раньше мы называли Signal фестивалем музыки и архитектуры, сейчас позиционируем себя как фестиваль музыки, архитектуры и искусства, потому что у нас появилась новая большая театральная программа Play.
Почему вы решили объединить разные виды искусства в одном фестивале?
Это дает возможность здесь и сейчас раскрыть разные грани искусства, дать возможность реализоваться различным художникам и создать уникальное фестивальное пространство. Архитектура и медиаинсталляции — это ДНК Никола-Ленивца, на протяжении 20 лет архитекторы и дизайнеры со всего мира строят в парке уникальные объекты.
Сами гости тоже смогут что-то создать на фестивале?
Да, у нас есть образовательная программа Academy. В рамках нее будут проходить воркшопы, джем-сессии с музыкантами, лекции, экскурсии.
Signal многим кажется исключительно молодежным фестивалем, но у вас есть и кемп для детей. Чем они занимаются в этом лагере?
Ядро нашей аудитории действительно составляет молодежь, но бывают и люди постарше. Те, кто был на первом Signal, повзрослели и обзавелись семьями. Программа для детей меняется из года в год. Например, в прошлый раз работал полноценный лагерь. В нем можно было оставить ребенка на сутки или даже двое под присмотром кураторов, которые занимались с детьми, развлекали их разными активностями, связанными с тематикой фестиваля. В этом году для детей у нас предусмотрена однодневная программа.
Кроме детского кемпа на Signal есть площадки, которые создают гости фестиваля. Что они собой представляют?
Кемпы — это один из способов участия гостей в создании фестиваля. Разные комьюнити присылают нам заявки, описывая, что бы они хотели привнести в фестиваль: мастер-классы, лекции, какие-то развлечения. Мы отбираем команды и далее помогаем им реализовать эти кемпы на территории фестиваля. В результате получаются активности, которые создают гости для других гостей фестиваля: каждый посетитель может прийти в кемп и классно провести время.
В этом году будет 15 кемпов, в каждом своя индивидуальная программа. Некоторые комьюнити принимали участие в прошлом году и возвращаются с новыми идеями.
Что еще нового ждать гостям Signal в 2023 году?
Кроме новой сцены Ghosty мы готовим несколько масштабных инсталляций на других сценах фестиваля вместе со студией Sila Sveta и креативной студией Radugadesign.
Что стоит знать тем, кто едет на Signal в первый раз?
Нужно внимательно посмотреть наш сайт, почитать, что отличает наш фестиваль от других, погрузиться в его атмосферу. Стоит изучить инструкцию, что с собой брать: все-таки фестиваль проходит на природе, надо быть подготовленным к этому. И еще я бы посоветовал позитивно настроиться и позволить себе получить неповторимый опыт, потому что Signal — это приключение.
Ваш топ-3 артистов, которых стоит услышать на Signal в этом году.
Я бы выделил Daniel Bell, Horacio Cruz, Alvaro Cabana.
Беседовала Анна Воробьева