Статисты. Почему регионы в российских сериалах остаются на вторых ролях
Где купить 103-й номер журнала «Сноб», читайте здесь
Широка страна моя родная. Но по отечественным сериалам этого не скажешь. Место действия все больше Москва, Петербург и… «небольшой уютный город у моря».
Если смотреть сериалы подряд, как обычно и приходится на фестивалях, складывается впечатление, что вся страна живет в столицах и этом неизвестном городке, где, впрочем, жизнь и инфраструктура вполне столичные — не в пример реальным городам.
Причины сериальной монополии в первую очередь экономические. В нашей стране нет иных, кроме двух столиц, кинематографических центров, способных под ключ выполнить весь проект, от разработки заявки до постпродакшена. А выезд на съемки в любой другой регион — это сразу плюс 30% на командировочные расходы, и чем больше расстояние, тем расходы выше, что при скромных отечественных бюджетах сильно бьет по другим расходным статьям.
Поэтому всю Россию, включая степи и тайгу, снимают в ближнем Подмосковье или Ленинградской области, куда съемочные группы из столиц выезжают каждый день, обходясь без гостиниц и командировочных. Зрители, не слишком сведущие в том, как на самом деле выглядят разные природные зоны, пишут благодарные отзывы. «Так красиво снята тайга» — реальный отзыв на сериал о тайге, снятый в Подмосковье.
А как же «небольшой город у моря», спросите вы? Ответ прост. При нашем климате, отсутствии солнца и более-менее привлекательной картинки восемь месяцев в году все заказчики требуют снимать в теплое время года, когда зелень скрывает российскую хтонь.
Но за летний сезон весь необходимый объем сериало-часов телеканалы и онлайн-сервисы снять не успевают. Когда в Москве и в Питере слякоть и грязный снег, приходится как-то выкручиваться. Более-менее приличная картинка ранней весной и поздней осенью, а порой и зимой в нашей стране только в южных приморских зонах.
Поэтому и переезжают в «городок у моря» и эфирная «Ищейка», и платформенные «Черная весна» с «Обоюдным согласием», и большое число других проектов.
С прошлого года по понятным причинам резко сократились съемки в Крыму. Если съемочную группу еще можно было отвезти туда машинами, автобусами, поездами, то с актерами, особенно статусными, возникла проблема. 28 часов поездом или четыре часа самолетом до Сочи, потом шесть часов поездом до Новороссийска и еще долго на такси до Крыма не каждый актер выдержит, а наши звезды не голливудские, они к одному проекту не привязаны, летают туда-сюда и на такие условия не соглашаются.
Если вспоминать, какие сериалы последних пары сезонов выделялись своей, в лучшем смысле, региональностью, сосчитать можно по пальцам. «Вампиры средней полосы» сняты в Смоленске, «ЮЗЗЗ» — в Ростове-на-Дону, три сезона «Жуков» — в деревне Нижние Подгоричи в Калужской области, «Хрустальный» — в городе Шахты Ростовской области, «Топи» — в топях под Архангельском. Плюс «Нулевой пациент» вынужденно по месту действия самой истории — в Элисте, которую снимали больше в Волгограде и других городах, чем в Калмыкии, и «Перевал Дятлова», тоже по месту самой истории, — в Свердловской области.
Добавим сюда то, что называется «российский нуар» — наши снежные регионы, которые в кадре смотрятся не хуже нуара скандинавского, как, например, в «Фортитьюде». Моду на эту повестку несколько лет назад задало «Мертвое озеро». После к драме присоединились и комедии — «Адаптация» и несколько сезонов «Полярного», эдакого российского «Лиллехаммера». Из последних примеров — снятый в Мурманске тонкий и глубокий, почти с довлатовской интонацией, сериал «Везет». Хоть город в нем и не главное, нужное настроение он в сериал вносит.
На сериальной карте страны также представлены Тула с «Мир! Дружба! Жвачка!», Тверь с «Алиса не может ждать» и Саратов с «Сестрами». Но все это, скорее, абстрактные собирательные образы «города юности 90-х» или «областного города недалеко от столицы», замену которых на подобный соседний никто не заметит.
В современной российской литературе местный региональный колорит стал тем маркером, той особенностью, которая выгодно отличает один роман от другого. Когда место становится одним из действующих лиц повествования — Дагестан у Ислама Ханипаева в «Типа я» и «Холодных глазах» и у Алисы Ганиевой в «Женихе и невесте», небольшой поселок на границе с Казахстаном у Екатерины Манойло в «Отец смотрит на Запад», Йошкар-Ола у Ильи Мамаева-Найлза в «Годе порно» и Ростов у Андрея Подшибякина в «Последнем дне лета».
В сериалах такого нет. Объяснение простое: писать роман можно без больших финансовых вложений. И опыт жизни переносят в романы писатели, выросшие или живущие в самых разных концах нашей великой и необъятной. Чтобы роман или идея стали сериалом, одного желания и знания региональных «фишек» мало, нужны деньги. Большие деньги. Которые распределяют крупные медиахолдинги, базирующиеся в Москве.
Есть регионы с отличными местными командами, способными предоставить столичным группам максимум услуг и обеспечить всем необходимым — сотрудниками всех цехов, актерами для ролей второго плана и эпизодниками, транспортом, инфраструктурой и так далее. Так, легендарный в киномире Юрий Ваксман в Ярославле снимает всё и для всех. Но это исключительно производственные надобности, которые регионы учатся закрывать сами, чтобы везти из столицы только основных участников процесса.
Во многих регионах разработана система рибейтов — возврата части затраченных на съемки средств из бюджета региона, который рассматривает свое присутствие в кино и сериалах как собственное промо. В частности, Калининградская область и сам город давно и прочно стали кинодомом для сериалов и фильмов, Там, например, сняты «Преступление», «Налет», «Коса» и «Хочу замуж». Но рибейт — это запрос региона «снимите меня красиво», авторы должны показывать его парадную сторону, красивый фасад, что не всегда вяжется с задачами самого сериала.
Так что пока почти любой регион в сериалах — это чаще всего фон, лучше или хуже поданный режиссером, оператором и художником. Даже пропитанный зноем юга сериал «ЮЗЗЗ», снятый в Ростове-на-Дону, изначально написан был про юго-запад столицы, а в Ростов переброшен заказчиком просто для дополнительного колорита. Хвала автору и режиссеру Стасу Иванову — с оператором Степаном Бешкуровым и исполнителем одной из главных ролей Антоном Кузнецовым он заранее приехал в город, чтобы на месте править сценарий и искать цветовую палитру. Они сделали это блестяще. Настолько, что нынешнее решение заказчика платформы снимать второй сезон в другом регионе вызывает недоумение: город в «ЮЗЗЗ» стал одним из главных героев, сможет ли его заменить другой?
Регион может быть не только фоном, но и сутью, питательной почвой истории, как в «Реальных пацанах», которые всем своим нутром пермские и никакие другие. Но для того чтобы это получилось, выходцы из Перми и края должны были поиграть в КВН, осесть в столице, добраться до нужных позиций в «Камеди клаб продакшн» и в медиахолдингах, чтобы уже с московских вершин продюсировать и запускать в производство проекты с истинно пермским лицом.
Кстати, и «Вампиры средней полосы» обрели свое смоленское выражение лица потому, что шоураннер проекта Алексей Акимов родом из Смоленска — он писал о том, что знает, а у сервиса Start хватило бюджета на экспедицию.
Еще одно наметившееся недавно исключение — это полностью региональное производство проекта. На фестивале «Реалист Web Fest — 2022» был представлен, а после вышел на платформе Premier сериал «Соцсети», снятый в Томске томскими авторами и продакшеном, но с приглашенными столичными звездами Любовью Аксеновой, Кириллом Кяро и другими. Большого успеха сериал не имел, но лиха беда начало.
На фестивале «Пилот» в июне прошлого года в разделе «work in process» был представлен иркутский проект «Откуда руки растут» со слоганом «Кино из Сибири, несмотря ни на что» — оптимистический пример того, что и в регионах можно придумывать и вынашивать крутые сериалы. Правда, для реализации нужны большие партнеры — которых региональным творческим группам найти не так просто.
Надежду внушает феномен якутского кино, которое в кинотеатрах своего региона бьет любые голливудские блокбастеры. Поснимать в Якутии из Москвы особо не налетаешься, ценник на перелеты съест любой бюджет. Но как родилось уникальное региональное кино, так может родиться и якутский сериал. Если, конечно, кто-то из столичных заказчиков рискнет дать на это денег.