Фестиваль «Свет и музыка». Как в Казани развивалось аудиовизуальное искусство
Световая архитектура и концерты с абстракциями
В 1962 году в Казани открылось Студенческое конструкторское бюро (СКБ) «Прометей», которое специализировалось на разработке cветомузыкального оборудования. Идейным вдохновителем и организатором проекта был Булат Галеев — доктор философских наук, художник и физик, а сотрудниками — студенты радиофакультета Казанского авиационного института. Организация работала сразу в нескольких направлениях. Одним из них было создание светомузыкальных фильмов. В 1964 году «прометеевцы» разработали и получили патент на использование метода влажной гидротипной печати для производства светомузыкального кино. Объединение создало четыре картины: «Прометей» (1964) на музыку Александра Скрябина, «Вечное движение» (1969) на музыку Эдгара Варезе, «Маленький триптих» (1975) на музыку Георгия Свиридова и «Космическая соната» (1981) на музыку Александра Немтина и Станислава Крейчи.
Другим направлением деятельностью СКБ была световая архитектура — динамическая подсветка зданий и интерьеров. Конструкторы разработали программно-аппаратные комплексы для Спасской башни Казанского кремля, казанского цирка, музея КАИ и других объектов в городе.
Еще одной сферой интереса «Прометея» стала организация концертов. Сотрудники СКБ проектировали инструменты, с помощью которых можно создавать абстрактные формы и демонстрировать их на экране. На таких инструментах играли живьем. Не удивительно, что одним из самых ярких проектов «Прометея» стал фестиваль «Свет и музыка».
Первый фестиваль светомузыки
«Свет и музыка» состоялся в 1967 году и стал первым фестивалем аудиовизуального искусства в СССР. Он прошел скромно: СКБ существовало всего пять лет, и у сотрудников не хватало бюджета и опыта в организации подобных мероприятий. Тем не менее в нем приняли участие московские, ленинградские, казанские и киевские художники и светомузыканты. В программе была заявлена столичная группа «Движение» со светокинетическим спектаклем, фильм «Прометей» и демонстрация композиции на светомузыкальном инструменте «Кристалл».
Самым масштабным за всю историю «Света и музыки» стал фестиваль 1987 года. Он длился 10 дней, собрал 500 артистов и 20 000 зрителей. Мероприятие проходило сразу на нескольких городских площадках: в Театре оперы и балета им. Мусы Джалиля, консерватории, филармонии, концертном зале Молодежного центра, выставочном зале Союза художников (нынешний ГСИ), ДК строителей и ТЮЗе.
В последний раз «Свет и музыка» прошел в 2008-м. Через год Булат Галеев скончался, команда распалась, а финансирование прекратилась. За годы существования фестиваля в конференциях, выставках и концертах принимали участие создатель первой компьютерной программы сочинения музыки Рудольф Зарипов, музыкант и композитор Тынес Мяги, художники Франциско Инфанте и Вячеслав Колейчук, изобретатель Лев Термен и многие другие деятели искусства.
Весной 2023 года мероприятие решили возродить. К счастью, большая часть прометеевского архива сохранилась и переехала на третий этаж Центра современной культуры «Смена».
Эпоха возрождения
В этом году организаторы «Света и музыки» подготовили большую аудиовизуальную программу. На фестивале выступят уже полюбившийся казанцам музыкант Fjordwalrker и мультиинструменталист из Санкт-Петербурга Long Arm, а продюсер и художник Flaty презентует свой новый альбом. Молодая артистка Holofonote и медиахудожница Нади Кимельяр представят инсталляцию, созданную специально для мероприятия. На фестивале покажут и экспериментальную световую медиаинсталляцию, созданную на основе ретроработ НИИ «Прометей»: «Индикатор» 1972 года, «Калейдофон» 1984-го, «Диско» 1986-го, — и архивов завода «Казаньоргсинтез».
Кроме того, в специальном шатле можно будет услышать подкаст «Как синтез света и звука изменил искусство XX века» музыканта и журналиста Ника Завриева. А магазин пластинок «Сияние» представит специальную подборку «Электрохимия», в которую войдут свежие релизы отечественных независимых лейблов и знаковые альбомы электронной музыки.