Вещь недели: сундук Louis Vuitton из Российской империи
Австралийка обнаружила семейную реликвию во время уборки в саду
Тиктокер Кейт Ричи стала популярной в интернете благодаря коротким роликам про методы эффективной уборки. В один из дней, когда девушка помогала прибраться в саду своей бабушке, они нашли старинный сундук Louis Vuitton. Внутри него оказались документы, написанные на дореформенном русском языке, Кейт догадалась, что эти вещи принадлежат ее прапрадеду-эмигранту.
Больше всего австралийку впечатлили фотографии последнего российского монарха и его личные письма, лежащие вперемешку с документами. Очевидно, письма Николая II были адресованы ее родственнику, о биографии которого Кейт была слабо осведомлена — даже имя прапрадеда она узнала лишь после ознакомления с документами.
Подписчики Кейт установили личность ее прапрадедушки
Блогер обратилась к своей русскоязычной аудитории, чтобы те помогли ей навести справки о биографии прапрадеда. Подписчики девушки перевели старинные документы — оказалось, что ее родственник был видным человеком своего времени.
Потомственный дворянин Александр Сергеевич Тецнер родился в 1882 году. К 1917 году уже успел построить карьеру в Министерстве внутренних дел Российской империи, был вице-губернатором Екатеринославской губернии и даже получил от царя должность губернатора Олонецкой губернии, но доехать до места службы не успел: в России началась Февральская революция. Вскоре Тецнер решил эмигрировать.
Вместе с семьей он отправился в Китай. Эмиграция принесла им много испытаний: во время поездки в Харбин Тецнер лишился ноги. Местом, где семья чиновника обрела покой, стала Новая Зеландия. Там жена Александра Сергеевича, баронесса и фрейлина императрицы Ольга Тецнер основала первую православную церковь. По словам отца Владимира, настоятеля православного храма в Окленде, баронесса была единственным эмигрантом из России, выделившим деньги на покупку земли и сооружение храма. Если бы не она, православного прихода в Новой Зеландии попросту бы не существовало.
Местные жители, потомки выходцев из России, передают память о бароне и его жене из поколения в поколение. «Он [Александр Тецнер] был грустным человеком, жил тихо, писал мемуары. А баронесса не стала грустить: она организовала ферму, научилась доить коров, занялась селекцией, пахала и сеяла», — рассказывает Ирина Воронова, жительница новозеландского города Окленд, о контрастной жизни супругов Тецнер после эмиграции. Уныние Тецнера в эмиграции объяснялось тем, что вокруг него не было привычного окружения, культуры, языка: первая волна эмигрантов из России в 1920-е годы практически не затронула Новую Зеландию.
Уже после распада СССР количество русскоязычного населения здесь достигло 30 тысяч человек. Благотворительная деятельность баронессы Ольги Тецнер, направленная на создание православной общины в Новой Зеландии, позволила верующим эмигрантам из России чувствовать себя на новом месте более комфортно.
Подписчики Кейт также узнали, что здание в Петербурге по адресу: Тверская, 7, в котором с 1993 по 2022 год располагалось генконсульство Чешской Республики, до 1903 года было особняком Тецнеров. Трехэтажный дом принадлежал матери Александра Сергеевича — Марии Федоровне Тецнер. Вскоре после его постройки умер муж Марии Федоровны, и она продала особняк, переехав с маленьким сыном в новое место.
Винтажные сундуки от Louis Vuitton
Старинный сундук привлек внимание аудитории Кейт еще и тем, что он оказался брендовой вещью от Louis Vuitton. Поначалу блогер не поверила, что сто лет назад в принципе существовал этот бренд, однако подписчики быстро убедили Кейт в обратном.
Луи Виттон совершил революцию в технике изготовления чемоданов, сделав их мобильными, удобными и эстетичными. Запрос на его продукцию рос соразмерно развитию железных дорог в Европе: люди все чаще пользовались поездами и хотели комфорта при перевозке вещей. Популярность изделий Виттона дошла до того, что жена императора Франции Наполеона III в 1852 году наняла его отшивать лично для нее особенные чемоданы — плоские, из непромокаемой ткани, которые позже будут называться Trianon.
Среди постоянных клиентов дома Louis Vuitton были и члены семьи Романовых. Представители русской аристократии регулярно заказывали чемоданы и сундуки бренда в дошедшем до нас узнаваемом дизайне – с нанесением фирменной монограммы. Сундук прапрадеда Кейт мало чем отличается от остальных вещей Louis Vuitton начала XX века. А вот Николай II предпочитал изделия бренда с чистой кожаной обивкой без логотипов.
Подготовил Алексей Черников