На лекции вы сказали, что особенности архитектуры зачастую связаны с «менталитетом государства». Что вы имели в виду?
Речь шла о том, что архитектура часто воспринимается как глобальное воплощение какой-то «идеи государства». Я знаю, что именно такой подход, поиск именно «идеи Китая» — обычная практика в отношении нашей страны. Но государство меняется, смыслы, которыми наполнены архитектурные объекты, тоже меняются. Вот еще совсем недавно, всего пару десятилетий назад, когда я был ребенком, «воплощением Китая» были такие архитектурные объекты, как площадь Тяньаньмэнь и Запретный город. Это первое, с чем страна ассоциировалась. Но сейчас для всего мира Китай — это высотное здание CCTV или стадион «Птичье гнездо» — современные, яркие объекты. Теперь «типичный Китай», каким его представляет мир, демонстрирует скорее желание быть частью этого большого мира.
Врата Небесного Спокойствия в Пекине Фото: Getty Images
Здание CCTV в Пекине Фото: Getty Images
Пекинский национальный стадион «Птичье гнездо» Фото: Peter23 / Wikipedia / CC BY-SA 3.0
На что в таком случае опираются архитекторы, формируя идею для зданий и объектов?
Когда мы презентуем свою работу клиенту, — а для нас заказчиком чаще всего выступает правительство, — мы всегда имеем в виду, что оценивать проект будут с точки зрения политических предпосылок и интересов страны. Поэтому наше агентство, наша команда никогда не создает универсальный дизайн. Так называемый дизайн в международном стиле. Вместо этого мы продумываем, как максимально эффектно продемонстрировать дизайн объекта, с учетом традиционных элементов. Таким образом мы даем клиенту возможность выделиться на общем фоне. И мы сами стараемся выделяться среди конкурентов.
Футуристичность архитектуры Китая — это политика государства или запрос общества, запрос современных архитекторов?
Это и то, и другое. И в обоих случаях это должно соответствовать запросу заказчика. Правительству такой подход — футуристичность объектов архитектуры — нужен как способ повысить конкурентоспособность, рассказать историю о глобальных переменах в стране, некой устремленности в будущее. Архитектору, архитектурному бюро, как правило, нужен яркий, современный, иногда даже вызывающий дизайн, чтобы оставаться на пике популярности, демонстрировать свою профессиональную смелость и амбиции.
Расскажите об объектах, которые агентство Atelier Alter Architects создавало в последние несколько лет.
Atelier Alter Architects было основано в 2009 году. Сегодня у него есть два офиса, в Пекине и Нью-Йорке. Бюро создает, как правило, масштабные междисциплинарные проекты, которые были отмечены профессиональными наградами: SARA National Award of Excellence, French GPDP international Design Award, Lux Leading Design Award, AIA Shanghai Design Award, German Design Award и так далее.
Мы делаем несколько объектов в Китае: большой культурный центр площадью 90 тысяч квадратных метров в Ухане, масштабный музей еды, музей бронзы, музей динозавров и окаменелостей. Прямо сейчас в работе у нас четыре проекта в Германии, и мы проектируем один объект в Москве.
К сожалению, в течение трех последних лет агентство не реализовало ни одного проекта из-за пандемии. Но в ближайшем будущем мы представим сразу пять завершенных проектов. Надеюсь, что нам удастся привлечь внимание к своим работам и их оценят по достоинству.
Можно ли считать современную китайскую архитектуру самой авангардной в мире?
Пожалуй, нет. Я точно так не думаю. Уже много лет я не видел радикальных, уникальных, по-настоящему новаторских работ в архитектурной практике Китая. Я думаю, что в настоящее время быть «хорошей архитектурой» и «интересной архитектурой» стало легко. Но с каждым годом все труднее быть «радикально новой» архитектурой. Да и просто «новой», в смысле «новаторской».
Китай, в европейском понимании, страна «традиционно ориентированная», одновременно с этим Китай очень футуристично выглядит. Как это совмещается?
Да, я понимаю эту двойственность восприятия. Но, во-первых, в нашем понимании (в понимании китайских архитекторов) Китай не такой уж «традиционный» по сравнению с тем впечатлением, которое сложилось у посторонних. Для нас Китай скорее современная страна, устремленная вперед. В плане образа жизни и развития экономики ничто в Китае не говорит о прошлом, только о будущем. Вся «традиционная» сторона жизни все больше и больше скрывается под слоем современных изменений. Теперь нужно постараться, чтобы найти какие-то проявления прошлого в повседневной жизни. Однако я вижу, что одновременно с тем, как Китай занимает все больше места в общемировой повестке, к нему появляется все больше интереса, в том числе у средств массовой информации. И именно СМИ, рассказывая о нашей стране, предпочитают привлекать внимание экзотическими картинами исторического Китая.
Может ли архитектура формировать общество?
Да, определенно. Во многих своих проявлениях архитектура именно меняет мир и меняет общество. Возьмем для примера современное здание школы: именно архитектура, открытая, новаторская, комфортная, создаст новый мир для молодых людей, привнесет в их жизнь больше чувства комфорта и готовности к вызовам будущего и переменам, чем только слова об этом. Молодые люди, существующие внутри современных архитектурных объектов, весьма вероятно, будут больше нацелены на перемены. Еще можно отметить, что, например, масштабные архитектурные проекты обычно благотворно действуют на людей, которые их создают и формируют. Архитектура всегда передает социальную повестку, она определенно создана для того, чтобы оказывать влияние на общество.