О времена, о нравы. Действительно ли человечество морально деградирует
Агрессия vs моральные устои
Австрийский лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине Конрад Лоренц в книге «Агрессия, или Так называемое зло» рассказывал, что в замкнутом пространстве и скученности «человейников» больших городов человек испытывает такой же стресс, как животные в переполненных клетках. Ученый считает, что если людям не хватает жизненного пространства, они становятся более раздражительными и злыми. Накопившуюся агрессию жители мегаполисов направляют на слабых и беззащитных, набрасываясь даже на близких и друзей. А еще эту агрессию ритуализируют и придумывают поводы для борьбы — это касается и политических убеждений, и противостояния преступных группировок.
Согласно концепции ученого, чем серьезнее «вооружен» биологический вид, тем больше «нравственных» ограничений он должен иметь, чтобы не уничтожить себе подобных. Природа не снабдила людей мощными зубами, когтями и другими естественными «орудиями убийства». Но со временем человек придумал такое оружие, которое сделало его самым сильным из всех животных. Поскольку «моральный уровень» человечества остался прежним, людям приходится вводить законы и другие внешние ограничения.
Хотя подобные системы логических объяснений подвергаются критике за слишком механистические представления о поведении людей, они выглядят стройно и последовательно. Но современные ученые готовы возразить всем возмущенным представителям старших поколений и спасти молодежь от чувства вины, доказывая обратное.
Благородный дикарь
Идея о том, что каждое новое поколение хуже предыдущего, стара как мир. Недаром образ благородного дикаря популярен в классической литературе. Возвеличивали варваров и жителей деревни и древние шумеры, и античные поэты, и историки Гомер, Гораций и Тацит. В эпоху Просвещения благородных дикарей воспевали в своих романах Вольтер и Жан-Жак Руссо. Позже таковыми представлял индейцев американский романист Фенимор Купер, а в XX веке к списку подобных персонажей примкнул Джон из антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Каждое поколение взрослых возмущается нравами молодежи и с ностальгией вспоминает старые времена. Так, 53% американцев описывают сегодняшнее моральное состояние общества как «плохое».
Чтобы разобраться, действительно ли люди постепенно становятся хуже по всему миру, Адам Мастроянни из Колумбийского университета и Дэниэл Гилберт из Гарварда решили не ограничиваться одной страной и играть по-крупному. Они изучили результаты опросов об общественной морали, проводившихся с 1949 по 2019 год в 60 государствах. Почти 12,5 миллиона респондентов (84% опрошенных) были убеждены, что общественная мораль находится в упадке, а люди перестали быть такими честными, добрыми и милыми, как раньше. При этом опрошенные считали, что становятся хуже и отдельные люди (с возрастом), и последующие поколения в целом, а своему поколению приписывали примерно тот же уровень нравственности, что и участники аналогичных опросов 10, 20 и даже 70 лет назад.
Такие же, как мы
Если сравнение разных поколений не подтверждает, что люди становятся хуже, откуда же берется подобный пессимизм? По мнению Мастроянни и Гилберта, моральная деградация человечества — иллюзия. Вызывает ее давно описанный и хорошо исследованный в психологии механизм — предвзятость внимания и памяти. Во-первых, люди обращают гораздо больше внимания на негативную информацию о других и фокусируются на плохом, погружаясь в думскроллинг — бесконечное чтение ленты новостей и криминальных сводок, которое создает иллюзию повсеместного насилия и злобы. Во-вторых, люди быстрее забывают негативные события прошлого, воспоминания о чем-то плохом со временем теряют эмоциональную окраску. В то же время хорошие воспоминания сохраняются лучше. Из-за этого кажется, что раньше люди были честнее и добрее, еда вкуснее, трава зеленее — не то что теперь.
Так что пока нет никаких безусловных доказательств, позволяющих согласиться со словами Михаила Лермонтова: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя» или «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно». И зря вздыхает любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина, что когда она была моложе, то «лучше, кажется, была». Вероятнее всего, она мало изменилась, просто со временем притупляется боль от ошибок молодости и других печальных событий, а светлые воспоминания сохраняются надолго.