Лучшее за неделю
23 июня 2023 г., 11:00

«Если нет инфраструктуры — нет туриста». Что происходит на рынке отечественного виноделия

Читать на сайте
Участники дискуссии «Маршрут построен: тренды развития винного туризма»
Участники дискуссии «Маршрут построен: тренды развития винного туризма» Фото: Фонд Росконгресс

Гончарова копия.jpg

Ирина Гончарова, вице-президент группы компаний «Абрау-Дюрсо»

Турист — неважно, иностранный или отечественный — прикладывает серьезные усилия, чтобы добраться до основных точек притяжения винного туризма. Ему нужно долго лететь до, скажем, Сочи или Минеральных Вод, а потом еще часов восемь ехать, например, в Абрау-Дюрсо. Это достаточно сложная дорога, поэтому уровень сервиса сегодня должен быть очень высоким: добравшись до туристического комплекса, гости должны иметь возможность почувствовать себя как дома. Наша компания сегодня — это уже даже не большой винный кластер, а полноценный курорт. И сегодня это единственный правильный способ позиционирования винного туризма. Инфраструктура — это наше все. Если нет инфраструктуры — нет туристов.

Красноперов.jpg

Сергей Красноперов, исполнительный директор АО «Корпорация Туризм.РФ»

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» ставит задачу до 2030 года увеличить количество туристических поездок по России до 140 миллионов человек в год. На сегодняшний день этот показатель составляет около 70 миллионов человек, так что цель очень амбициозная. Само собой, реализовать ее без государственных мер поддержки невозможно, и такие меры есть. Их три: льготные кредиты по ставке 3–5%, инвестиции от Корпорации Туризм.РФ — в этом случае мы становимся соинвестором проекта, начинаем лично участвовать в его реализации и и создание тяжелой инфраструктуры, необходимой для осуществления масштабных туристических инициатив — это дороги, электроэнергия и так далее.

Суменкова.jpg

Екатерина Суменкова, руководитель отдела экскурсионно-методического обслуживания Mriya WinePark

Когда мы создавали наш парк, основной целью было создание масштабной инфраструктуры, уникального набора услуг, востребованного у любого потребителя, потому что одного продукта — самого вина — для привлечения аудитории мало. Два года назад мы открылись для всех желающих, и на тот момент у нас было шесть экскурсионных и дегустационных продуктов. Сейчас их уже 27, что позволяет нам впечатлить любого гостя, ведь самое главное в этой сфере — эмоции. Наша аудитория сегодня — это и туристы, которые воспринимают парк как очередной туристический объект, и гедонисты, которые едут за конкретными гастрономическими и эстетическими впечатлениями. А также активная молодежь, привлеченная нашими мероприятиями: тематическими квестами, вечеринками, фестивалями. Мы понимаем, насколько это разная аудитория, и каждый открывает для себя винный мир со своего ракурса, что в совокупности развивает индустрию винного туризма очень активно.

Левицкий.jpg

Дмитрий Левицкий, ресторатор

Люди едут на винодельни не потому, что они фанаты вина, а потому, что им хочется хорошо провести время, отдохнуть, пообщаться с друзьями. Они, конечно, пробуют какие-то сорта, но в целом потребителю просто нужна красивая фотозона, удобное кафе. Ему хочется хорошо провести время. И именно в организации качественного досуга заключается главная задача винного туризма. А дегустацию можно и дома провести. В этом, на мой взгляд, и заключается разница между гастро- и винным туризмом. Гастрономия не перевозится, в отличие от вина. Итальянскую кухню можно попробовать только в Италии. «Винным туристом» можно стать, не выезжая из Москвы. Винный туризм в этом плане не часть гастротуризма, а отдельная особая история, где создание впечатления вокруг продукта значит больше, чем сам продукт.

Дальнов.jpg

Андрей Дальнов, руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка

Винный туризм сегодня — лучший способ для производителя стабилизировать цены на продукт, уйти от лобового столкновения с ретейлом и с крупными дистрибьюторами и, таким образом, повысить свою маржинальность. В зависимости от величины винодельни винный туризм может приносить хозяйствам дополнительно от 10% выручки и еще больший процент прибыли. Одна винодельня может получать за экскурсионный сезон с июня по октябрь порядка 1 млн рублей.

Само собой, запрос на винный туризм и ответное предложение будут возникать и безо всякой поддержки со стороны тех же банков, но инвесторы могут сильно ускорить развитие отрасли, как это происходит, например, в Средней Азии. Опираясь на зарубежный опыт, наш банк придумал платформу «Свое За городом» для продвижения винных туров. Уже 50 туров на платформе есть, в перспективе от года планируем дойти до 100 туров и расширить тем самым рынок примерно на 10%. Это важная история, поскольку именно благодаря таким турам винодельни могут продавать свой эксклюзивный продукт дороже, если, конечно, сервис остается на уровне.

Омаров.jpg

Эмиль Омаров, гендиректор ООО «Дербентская винодельческая компания»

В Дагестане сейчас происходит настоящий туристический бум. В этом году в регионе ожидается более 3 миллионов туристов — вдвое больше, чем в прошлом. Чем Дагестан привлекает, понятно — это и тысячелетняя история, уникальная гастрономия и, конечно же, география: великолепные горы, золотые пески и Каспийское море. А теперь еще и вино. Пять лет назад мы построили современный завод по производству тихих и игристых вин из собственного винограда. Сейчас прямо в предгорье Джалгана, в 30 минутах от винного комплекса строим гостиницу и ресторан. Совсем недавно мы также приобрели знаменитые подвалы графа Воронцова-Дашкова, куда в ближайшее время планируем перенести производство наших премиальных вин и развивать там туристический кластер. Хочется верить, что высоким качеством продукта мы привлечем туристов в Дагестан не только летом, на море, а круглый год, сделаем туризм в регионе более содержательным.

Подготовил Егор Спесивцев

Обсудить на сайте