«Кризисная ситуация — это зона роста». Как западные санкции повлияли на российский бизнес
Дэвид Хендерсон-Стюарт, директор завода «Ракета»
Когда иностранные часовые бренды ушли, на внутреннем рынке значительно возрос интерес к российским брендам. Это, конечно, сделало нас намного популярнее. Понятно, что наш сегодняшний успех — это результат десятилетней работы: за эти годы мы перепозиционировали бренд, модернизировали производство и построили эффективную сеть дистрибуции по всему миру. Но нынешние условия позволяют сильно расшириться, вырасти, заявить о себе. И это очень хорошо, потому что до ухода иностранных брендов выйти на рынок было намного сложнее: у потребителя не было необходимости в поиске нового и не было доверия к отечественному производителю. Теперь же все в той или иной степени переориентировались на российские бренды, и эта тенденция, надеемся, будет сохраняться и дальше.
Дмитрий Бувин, коммерческий директор НСПК
В 2022 году НСПК справилась с тем, для чего была создана в 2014-м: платежи по всем банковским картам в стране продолжают проходить даже в условиях санкций. Более того, после ухода Visa и Mastercard карты «Мир» еще какое-то время продолжали работать в зарубежных платежных сервисах. Сегодня операции по картам всех систем продолжают обрабатываться через НСПК. Конечно, было огромное количество проектов, которые хотелось запустить и которые пришлось перенести, отменить или переформатировать. Но в этой непростой ситуации, на фоне санкций и других сложностей, мы продолжаем работать, остаемся с людьми и честно делаем свое дело.
Елена Царева, директор по стратегическому развитию В2С SimpleWine Privé & Corp
Винный бизнес в стране, безусловно, очень сильно изменился, но мы никогда и не находились в спокойной зоне. У нас постоянно время перемен, сплошные вызовы. Именно благодаря такой соревновательной атмосфере компания существует и развивается вот уже почти 30 лет. Каждая возникающая кризисная ситуация для нас — это зона роста. Если говорить о каких-то конкретных ограничениях, трудностях — например, мы теперь не можем продавать вина дороже санкционного уровня (США и страны Евросоюза запретили экспорт в Россию предметов роскоши стоимостью выше 300 евро. — Прим. ред.). Для нас это был достаточно большой портфель. Мы следим сейчас за тем, как ситуация будет изменяться.
Вячеслав Ходоренко, коммерческий директор компании «Юнивест»
Мы поставляем в основном кондитерскую продукцию и не почувствовали, чтобы этот рынок сильно освободился. Основные бренды остаются на рынке. Более того, появилось очень много новых компаний, которые стали производить аналоги как бы «ушедших» брендов. Мне кажется, что конкуренция только выросла. Единственное, что изменилось, — ушла кондитерская фабрика «Рошен». Из России она давно ушла, из Белоруссии — только сейчас. В этом плане рынок немного расчистился. Еще чуть сократилось рекламное присутствие больших зарубежных брендов. А в остальном все по-прежнему.
Подготовил Егор Спесивцев