Художник Дима Филиппов: Почти все молодые коллекционеры начинают с графики
Раньше вы много внимания уделяли фотографии, создавали инсталляции, а в последнее время обратились к графике. Что вас привлекает в этом направлении?
Графика позволяет не делать перерывов в художественной практике. Если у меня нет возможности поехать для работы на местность или если я не занят выставочными проектами, то могу заняться графикой. Главное в ней — мобильность и вариативность, позволяющая экспериментировать с различными материалами и техниками. Для работы с графикой до определенного момента не нужно много места и специальной мастерской. Да и сама идея чистого листа бумаги созвучна моему отношению к искусству — уход от избыточности, как визуальной, так и смысловой.
Как вы считаете, какое место занимает рисунок в российском современном искусстве?
Есть ощущение, что графикой рано или поздно начинают заниматься практически все художники. На то могут быть разные причины, в том числе коммерческие. У графики есть свой язык. Рисунок дает возможность вернуться в состояние, если можно так выразиться, «до» современного искусства. Есть здесь и что-то от детского удивления, еще не омраченного обыденностью жизни. Мне важно, чтобы у меня было место, куда я могу возвращаться. Рисунок в каком-то смысле стал им.
Есть ли коллекционеры, которые специализируются исключительно на графике?
По моим наблюдениям почти все молодые коллекционеры начинают с графики: она не слишком дорогая, для ее хранения не нужно много места. При этом через графику ярко прослеживается логика развития визуального языка художника, его поиска, что также делает ее живой.
Какое будущее у рисунка?
Думаю, что перспективы у него куда лучше, чем у современного искусства в целом. Не знаю, хорошо это или плохо. Хочется верить, что графика поможет сохранить волю художников к работе вне зависимости от обстоятельств.
На выставке «Край» представлена серия графики, в которой отражен Алтайский край, откуда вы родом. Как в целом это место повлияло на вас?
Степной Алтай на границе с Казахстаном, где я вырос, сильно повлиял и на мое отношение к жизни в целом, и на мой визуальный язык. В своих работах я стремлюсь обозначить связь, передать свое ощущение того или иного места через рисунок, но не изображать конкретную территорию.