Инвестиции в продукты виноделен — на какие российские вина стоит обратить внимание
Выгоднее бриллиантов
Доходность вина уверенно растет последние десять лет. По данным финансовых аналитиков, с 2010 по 2020 год она увеличилась на 127%. В 2022 году аналитики зафиксировали, что индекс инвестиционной привлекательности вина оказался выше, чем у других предметов роскоши: ювелирных изделий, авторской мебели и цветных бриллиантов. Консультанты по инвестициям полагают, что у вина высокая окупаемость в среднесрочной перспективе, то есть в периоде от трех до пяти лет — по их ожиданиям, за один год вложения в вино будут приносить владельцу бутылки минимум 10–12% от ее стоимости.
Как и на каких винах зарабатывают в Европе
Не все дорогие вина, как и не все дорогие часы или автомобили, могут принести доход в будущем. Четко определить критерии таких вин невозможно, потому что предпочтения их коллекционеров со временем меняются. До введения санкций тройка самых популярных европейских для инвестиций вин в рейтинге у россиян выглядела так: Petrus (от €3 тыс. за бутылку), Château Cheval Blanc (от €550) и Château Pavie (от €350). Все эти вина соответствуют нескольким характеристикам:
- выпущены лимитированным тиражом,
- имеют высокие оценки в авторитетных экспертных рейтингах,
- имеют потенциал развития вкуса и ароматики в течение многих лет,
- ценятся на рынке.
Большинство таких вин производятся в престижных винодельческих регионах, например Бордо, Бургундии, Шампани, в некоторых регионах Италии, а также в Калифорнии, отмечает винный эксперт Виктория Мустяца. Как правило, виноград для таких вин выращивается в известных терруарах. «То есть это бутылки из регионов, где можно получить урожай для качественного вина с заметными стилистическими характеристиками», — поясняет эксперт. Ценник на такие вина в Европе начинается примерно от €100 за бутылку. Покупать и продавать их в европейских странах можно на аукционах или на винных биржах, например на Liv-ex и Cavex.
Особенности винных инвестиций в России
«По российским законам частному лицу нельзя перепродать вино. Это может сделать только юридическое лицо, имеющие лицензию на торговлю алкоголем», — отмечает руководитель рейтинга Top100wines.ru Игорь Сердюк. Доступ к западным биржам в России при этом для большинства недоступен либо сильно усложнен из-за санкций. Да и купить бутылку через посредников, работающих для российской аудитории, можно только за границей: например, такую услугу предоставляет приложение Vindome, которое покупает вина по французским законам и хранит их до перепродажи на своих складах во Франции, не пересылая в Россию. Вина через это приложение можно продать только в ЕС. Таким образом, россияне, у которых нет доступа к европейским биржам, могут инвестировать в вино только с одной целью — в надежде выпить его лет через 15, но по более низкой цене, чем оно будет продаваться в магазинах, отмечает Игорь Сердюк.
При этом европейские инвестиционные вина окупаются лучше, чем российские. Это связано с относительной молодостью российского виноделия.
«Новому российскому виноделию всего около 20 лет, — поясняет участник панели ПМЭФ “Вино, как объект инвестирования”, CEO геленджикской винодельни Chateau de Talu Елена Куркова. — Для того, чтобы вырастить виноград, необходимо минимум пять лет. Хорошее вино делают из ягод, собранных с лоз среднего возраста, не младше 11–12 лет. Российские виноделы только сейчас вступают в ту фазу развития, когда они начинают понимать свой терруар и нашли сорта винограда, с которыми они умеют работать лучше других. И только сейчас можно начинать предполагать, что у какого-то российского вина есть потенциал к выдержке и оно может стать хорошим или великим, то есть привлекательным для инвестиций».
В России при этом уже есть вина, покупка которых может в ближайшие годы окупить вложения, говорят эксперты. «Это вина из винограда с лоз возрастом старше десяти лет, заметным авторским почерком и хорошим качеством, которое подтверждается экспертами в течение нескольких последних лет», — отмечает Мустяца. По ее наблюдениям, окупить вложения могут и просто редкие российские вина. «В 2019 году я была на винодельне Шато-Пино под Новороссийском, — рассказывает она. — В том году морская соль из-за ветра попала на местные виноградники. По этой причине вино того года получило особенный вкусовой оттенок. В последующие годы такого с виноградниками не случалось. В итоге два года назад это вино стоило в магазине примерно 2,5 тысячи рублей за бутылку, а сейчас продается у ритейлеров дороже 10».
Как россиянам зарабатывать на вине
«Чтобы стимулировать инвестиции в российское вино, нужны законодательные изменения, — полагает Виктория Мустяца. — Нужно разрешить его перепродажу физическим лицам или хотя бы перепродажу через контрагентов. Также необходимо разрешить торговлю вином, хотя бы российским, в интернете».
С этими идеями согласна и CEO Chateau de Talu Елена Куркова, однако она считает, что прежде необходимы другие законодательные изменения: «Чтобы человек понимал, в какое вино ему инвестировать, он должен в нем разбираться. Но пока конечный потребитель часто не знаком с большинством качественных российских вин и даже с понятиями “терруар” и “ассамбляж”. Это во многом связано с ограничениями на рекламу вина, которые стоит отменить хотя бы для российских производителей».
Руководитель рейтинга Top100wines.ru Игорь Сердюк добавляет, что для повышения инвестиционной привлекательности российских вин должна сложиться их классификация, как, например, в Бордо, чья территория разделена на участки разного уровня, так называемые «крю» — кусочки земли, обладающие своим уникальным терруаром. Это поможет создать стилистическую градацию виноградников, которая станет одним из показателей уникальности вин и, как следствие, одной из основ расчета их стоимости. В России, кроме того, должен сложиться развитый институт винных критиков, которые составляют рейтинги и котировки вин, считает эксперт. Пока же российское виноделие только начинает формировать эти институты.
Автор Алексей Синяков