Ювелиры, строители, технологи. Участники ПМЭФ — о достижениях за год, проблемах бизнеса и планах на будущее
Александр Вилесов, гендиректор компании «Т Плюс»
За этот год глобальный мир изменился очень сильно. Наша компания работает в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. И если раньше можно было просто купить и запчасти, и комплектующие, и какую-то инновационную технологию, то санкции, конечно, лишили нас такой возможности и до сих пор держат компанию в стрессе, потому что все новое требует обслуживания. Очень сильно лихорадило цены на железо. Это повлияло на стоимость строек. Нам удалось ее компенсировать за счет долгосрочных контрактов с производителями оборудования и железа, но инфляция все равно оказала сильное влияние.
Основная проблема сегодня — высокотехнологичное оборудование типа лопатки газовых турбин не производится в России, мы его не проектируем. Поскольку большого рынка не было, это оборудование всегда ввозилось, в первую очередь с Запада. Теперь перед российскими заводами встает задача сформировать заказ, а у нашей компании, в свою очередь, возникает необходимость построить новые логистические цепочки, новую кооперацию, которая позволит либо произвести ремонт существующего оборудования, либо сделать новое. Это большой и трудоемкий процесс, он займет много времени.
Возможно такое глобальное переустройство только при поддержке государства. Если таких условий не будет, модернизацию в малых населенных пунктах и перестройку всей системы осуществить не удастся — затраты просто не окупятся. Поэтому, конечно, хочется выстроить тесное партнерство с государством.
Артем Петрухин, соучредитель холдинга «Строительный альянс»
Санкции прошлого года стали мощнейшим драйвером развития экономики и производственно-промышленного сектора в частности. Помогла, понятно, не сама кризисная ситуация, а те меры, которые подготовило правительство, — та же промышленная ипотека. Очень помогли программы от Минпромторга, например, льготные кредиты по ФРП-программе. Больше всего нам помог, конечно, освободившийся рынок. На фоне ухода западных компаний мы просто вынуждены были действовать.
За этот год мы сильно выросли. В наших проектах в формате «лайт индастриал» появилось много новых резидентов. Среди них есть ряд предприятий, которые синтезируют алмазы, производители микросхем, микрочипов, силикона для кабельной продукции. У нас работает пищевая промышленность — занимаются, например, доставкой альтернативного молока. Металлообработка тоже важное место занимает. Это абсолютно разные производственные нити, и всем им мы стараемся помогать.
Горизонт планирования остался прежним. В Московской области у нас практически параллельно развиваются четыре большие площадки. Также сегодня мы подписали соглашение с Краснодарским краем о выходе на территорию этого региона и о развитии там большого индустриального парка.
Чернышев Александр, гендиректор «Байкал Аква»
Наша компания весь год движется к лидерству на рынке премиальной воды. Продолжаем развиваться, в первую очередь, в сегменте премиум и суперпремиум, заменяя на российском рынке таких игроков, как «Эвиан».
В последнее время очень развились отечественные бренды. Когда «Пепси-кола» и «Кока-кола» покинули рынок, российский производитель решил заявить о себе и успешно это сделал. Это не просто радует, а вдохновляет, внушает надежду на то, что местный бизнес способен значительно доминировать на отечественном рынке.
Если говорить о сложностях последнего года, то в первую очередь это проблемы импортозамещения. Сырье и материалы у нас состоят из импортных компонентов. Оборудование было в основном итальянское или немецкое. Сейчас стараемся заменить его отечественными аналогами и импортируем — в основном из стран Азии.
Что касается планов на будущее — хочется стать мультибрендовой компанией, зайти во все возможные категории в нашей отрасли в России и начать выходить на зарубежные рынки, в первую очередь в Китае, Индии, Вьетнаме.
Ирина Шамилова, основатель ювелирного дома EIRINE
Самым сложным в этом году для нас стал возросший спрос на изделия. После ухода международных ювелирных домов две ювелирных фабрики, которые я открыла в 2022 году, пришлось повторно укомплектовывать, увеличивать количество сотрудников во всех сферах, начиная от 3D-модельеров, закрепщиков, монтировщиков, заканчивая полировщиками и огранщиками. Оказалось, что такого количества топовых сотрудников на рынке просто нет. Мы их экстренно обучали, находили, перекупали. Очень сильно масштабировали и расширяли производство. Это было непросто.
Вообще 2023-й для EIRINE — год грандиозных открытий, коллабораций, сотрудничества. В конце прошлого года мы открыли Ювелирный дом, большой флагман-бутик и запустили четыре основные коллекции нашего бренда, начали сотрудничать с благотворительным фондом «Жизнь как чудо», отчислять часть средств в его пользу.
Для меня лично год тоже прорывной: я стала колумнистом в нескольких изданиях как специалист по драгоценным камням, геммолог. Читала лекции по инвестициям в драгоценные камни, по формированию инвестиционного портфеля.
Я слежу не только за ювелирным сектором. Например, мне очень близко то, что делает бренд «Ракета» — это часовой императорский завод. Еще нравится компания «Петербургский императорский фарфор». То, как развивается компания «Аурус», довольно интересно. И конечно, ресторанный синдикат White Rabbit — они сейчас выходят на международный рынок, и то качество, которое они предоставляют и российским, и мировым клиентам, приятно удивляет.