Как менялся рынок российской рекламы. Интервью рекламиста Алексея Иванова
Вы помните, как в России начинался рекламный бизнес?
Рынок рекламы — это всегда производная от рынка товаров и услуг. 20 мая 1991 года приняли закон о въезде и выезде наших граждан за рубеж и открыли границы. Железный занавес пал. На территорию Советского Союза хлынул поток западных товаров. Вместо привычного дефицита — огромный выбор. В наш лексикон вошло неведомое ранее слово «конкуренция». Вслед за этим пришла и западная реклама. Это были ролики, которые нужно было только перевести на русский язык и чуть-чуть адаптировать.
Одним из первых видеоклипов, который увидела и знала вся страна, стала реклама жевательной резинки. Сюжет следующий. Пляж, играет веселая песенка. Миловидная девушка со спортивной фигурой танцует на берегу моря с огромной пачкой бабл-гама на плече. Видеоряд мы оставили неизменным, а песенку переписали, сложив незатейливые стихи. Начинающая и никому еще тогда не известная певица Марина Хлебникова исполнила их под музыку. Эстрадная карьера многих звезд в те годы начиналась с рекламы. Потом они стеснялись этого и никому особо не рассказывали, но что было, то было.
А свой первый рекламный проект помните?
В первый раз телеролик по моему сценарию сняли летом 1993-го для чекового инвестиционного фонда «Альфа-Капитал». Стиль — «ожившая живопись». Все картинки рисовались на стекле масляными красками. Запомнилось на всю жизнь, как после утверждения сценария буквально через месяц моя история появилась в эфире Первого канала. Это было похоже на чудо. Авторскому счастью не было конца. Разумеется, за производством ролика стоял большой труд десятков разных людей. Просто для меня, молодого копирайтера, все случилось молниеносно и как бы само собой, ведь производством тогда занимались более опытные сотрудники агентства.
Кстати, художником-мультипликатором на проекте был Александр Константинович Петров. Через семь лет он получил премию «Оскар» за мультфильм «Старик и море», созданный в той же анимационной технике.
Как в 1990-х выглядела эталонная реклама?
Это, безусловно, была рекламная кампания на телевидении для АО «МММ».Помимо эффективности, серия роликов с Леней Голубковым показательна еще и в том смысле, что для обычного человека она ужасна. Кто только не возмущался, не ругал ее и не пинал. А я бы назвал эту работу революционной. Безусловный рекламный шедевр своего времени. Узнаваемые персонажи, серийность, высокая вирусность, фразы, которые ушли в народ и живы до сих пор. Участие селебрити («Просто Марии»), таргетинг на разные целевые аудитории — в этих сюжетах было всё, к чему стремится индустрия и сегодня.
Когда на российском рекламном рынке появились первые большие бюджеты?
Серьезные бюджеты традиционно привязаны к телевидению с его огромным охватом. Поэтому первыми крупнейшими игроками на рекламном рынке стали компании, которые занимались ТВ-размещением. В 1993 году объем рекламного рынка России составлял 200 миллионов долларов. Львиную долю занимала телереклама. Это были огромные деньги. Для сравнения: средняя стоимость однокомнатной квартиры в Москве в те годы была в районе $15 000.
Что в наш рекламный рынок привнесли западные компании?
Для международных корпораций Россия была лакомым куском. Население огромное, западными товарами, продуктами, техникой не избалованное. Огромный кредит доверия к средствам массовой информации. Большинство рекламистов и режиссеров вообще не знали, что такое бриф, работали интуитивно, даже непрофессиональная реклама выстреливала.
Западные агентства привнесли в этот процесс системность, технологичность и качество производства. Мне в этом смысле повезло. Первым местом работы стало BBDO Marketing — московское отделение мировой сети рекламных агентств. Мы сразу учились на лучших западных образцах. Периодически проходили тренинги, иногда с выездами в Прагу, Варшаву, Будапешт, Лондон. Это было прекрасной профессиональной школой.
Можно ли сказать, что никаких оригинальных наработок в российской рекламе нет?
Нашей рекламе еще сравнительно мало лет. Но тенденция такова, да. У нас до сих пор любят что-то подсмотреть там и привезти сюда. Мы копируем чужие технологии, идеи, методы. Своих наработок в России очень мало даже сегодня. Именно поэтому многие книги по рекламе от наших специалистов — это пересказ западных авторов, не востребованный за рубежом.
Чтобы опубликовать работу в других странах, нужно изобрести что-то свое. А это задача уже принципиально другого уровня. Хотя у меня получилось. Моя книга How to Create an Idea If You Are Not Ogilvy продается в США и десятках других стран.
Ваш слоган «Хорошо иметь домик в деревне» прочно вошел в фольклор. Можно ли сказать, что первая российская реклама скорее придумывала действительность, чем отражала и продвигала какие-то уже существующие ценности и товары?
Та реклама действительно стала заметным феноменом культуры и экономики. Современная же коммуникация становится настолько расфокусированной, рассредоточенной и часто откровенно скучной, что мне даже тяжело вспомнить что-то из последнего. Кроме, пожалуй, «вкусовых сосочков».
По каким моментам из индустрии рекламы 1990-х вы скучаете?
Ужасно не хватает творческой рекламы. Она еще не умерла, но полноценно уже не существует.
Можно сказать, что раньше маркетологи пытались понять человека, для которого делают рекламу, а теперь работают на алгоритмы платформ, где реклама размещается?
Да. Действительно, нынешний двигатель торговли стал более технологичным, а вот места для человека там остается все меньше. Если войти в поисковик с нового компьютера, реклама оказывается такая беспомощная и растерянная. Акция на ротанговую мебель не интересует? Может быть, отдых в Турции? Тренинг по поиску второй половинки? Только, пожалуйста, не молчите!
Есть три кита, на которых строится любая реклама. Первое, извините за банальность, — это целевая аудитория. С нее все и начинается. Второе — адресованное ей послание. И третье — канал его доставки. Колоссальный прогресс сегодня касается последнего пункта. Новые мессенджеры, соцсети, видеохостинги появляются словно грибы после дождя. Но возникает вопрос: «А что же, собственно, мы будем там говорить и показывать?» Внятного ответа, как оказывается, нет. Взгляните на рекламу в YouTube, где идут те же самые ТВ-ролики с частотой, которая ничего, кроме раздражения, не вызывает.
Насколько сильно и в чем именно за последние 20 лет изменилась ваша профессия?
Если сравнить с рекламистом из 2000-х, то его сегодняшний коллега, в первую очередь, должен быть более гибким, зорко следить за поведением потребителей, постоянно адаптироваться к изменениям технологий. Набор его навыков значительно расширился. Сегодня нужно уметь и анализировать большие данные, и управлять социальными медиа, и писать интересные материалы, и работать с искусственным интеллектом. Плюс к этому хорошо разбираться в вопросах конфиденциальности этих самых данных. Современный рекламист все больше становится технарем, айтишником.
Но решение о покупке все равно остается за живым человеком. Психологические причины, по которым та или иная реклама работает, остались такими же, как и 30 лет назад. В бесконечной суете вокруг настроек рекламного кабинета об этом сегодня частенько забывают.
Беседовал Егор Спесивцев