Лучшее за неделю
5 июня 2023 г., 18:03

«В отличие от времен ковида, работать можно». Что происходит на российском рынке музыкальных фестивалей

Читать на сайте

Афиша этого лета выглядит многообещающе. Свои лайнапы на этот сезон заявили как старожилы вроде «Дикой мяты» и «Стереолета», так и более молодые проекты, такие как, например, фестиваль «Будущее» или события «VK Музыки». «Индустрия оправляется от шока, — говорит основатель фестиваля Signal Сергей Фадеев. — В прошлом году стало сложнее морально, но мы делаем то, что нужно, в реалиях, которые есть. Людям нужен выход, нужно испытывать позитивные эмоции». 

Вместе с тем к сезону-2023 фестивальный ландшафт сильно изменился — остаться на рынке удалось не всем. «Карту фестивалей покинули многие значимые проекты, от “Пикника “Афиши” до фестиваля “Боль”, которые всегда были долгожданными событиями, — говорит основатель фестиваля Chess & Jazz Ник Бабин. — Я бы не сказал, что индустрия оживает — скорее, меняет формат. Стало больше сольных концертов под брендом того или иного фестиваля. А “классические фестивали” с лайнапом на целый день на открытом воздухе ушли». Управляющий партнер «VK Музыка Summer Stage» Павел Камакин поддерживает мысль о переформатировании индустрии: «Обилие фестивалей обозначает всего лишь попытку коллективного преодоления трудностей, наступивших в связи с оттоком состоявшихся артистов и публики за рубеж. Появились новые хедлайнеры в каждом из направлений, сцена обновилась впервые за десятилетия. Но для того, чтобы сформировалась новая постоянная аудитория сольных концертов, потребуются годы».

Смена хедлайнеров — действительно одно из наиболее заметных для аудитории изменений. С одной стороны, российские фестивали потеряли и многих отечественных артистов, покинувших страну, с другой — из лайнапов событий практически исчезли иностранные артисты. «Иностранцев проблематично возить уже несколько лет: раньше тоже были ограничения, но связанные с ковидом. Но мы рады, что многие иностранные артисты [и сейчас] поддерживают нас и радуют гостей своими выступлениями. Например, на сцене Signal состоятся выступления сразу нескольких хедлайнеров из Европы и Южной Америки», — говорит Фадеев.

Основатель «Стереолета» Илья Бортнюк отмечает, что в этом году у фестиваля всего два иностранных хедлайнера — турецкая группа Lalalar и израильская певица Shiran. Еще пять лет назад зарубежных артистов в лайнапе было в восемь раз больше. В похожей ситуации находится и Chess & Jazz. «Раньше 70% лайнапа состояло из иностранных артистов, от звезды джаза Gregory Porter до андеграундного Kamaal Williams. И конечно, у нас были большие планы на иностранную сцену, — рассказывает Ник Бабин. — С точки зрения слушателя в этом году у нас получилась весьма достойная программа, где каждый артист — жемчужина. Одна из них — выступление Антона Беляева, который представит свой нашумевший проект LAB специально для Chess & Jazz в сопровождении оркестра и хора».

Впрочем, ограничения коснулись не всех. «Основой нашего проекта всегда были выступления артистов локальной сцены, поэтому нас все происходящее коснулось в значительно меньшей степени, чем другие фестивали, — говорит сооснователь Roof Fest Александр Гамаюнов. — Но и незаметно это тоже не прошло. Если в доковидные времена за лето выступало до 45 артистов, то в сезоне-2023 мы не превысим отметку в 30». Значительных изменений не произошло и в программе «Дикой мяты», где исторически привозные артисты составляли крайне малую часть лайнапа. Генеральный продюсер фестиваля Андрей Клюкин признается, что программа «Дикой мяты» ежегодно обновляется на 70%: организаторы делают упор на поиск и поддержку ярких новичков.

Сократившийся пул артистов и большое количество событий после пандемийного застоя привели к дефициту и, как следствие, повторам в лайнапах. Чтобы выдержать конкуренцию, организаторы стараются сохранить уникальность каждого события — за счет разных форматов и концепций. Например, Summer Stage в коллаборации с «VK Музыкой» берет разнообразием жанров и продолжительной программой — концерты на площадке расписаны до конца теплого сезона. Chess & Jazz, напротив, сужает границы лайнапа до одного жанра, добавляя в концепцию события, связанные с шахматами и определенным лайфстайлом, соответствующим аудитории фестиваля. А Roof Fest приземляет концерты с питерских крыш на московскую террасу VK Gipsy. «В нашем сезоне есть новые группы, которые ранее у нас не выступали, новые поэты. Что касается реакции зрителей, то каждый выбирает тот формат, который ему ближе, возможно, на каких-то артистов сходит и дважды. Например, я была на выступлении Агутина, а скоро он будет выступать на нашем фестивале — и я тоже с удовольствием пойду на его концерт», — говорит co-founder и гендиректор Roof Fest Вероника Петровская.

Проблемы в повторяемости лайнапов не видит и Андрей Клюкин: «Есть фестивали, которые формируют и поддерживают разные пласты музыки. Например, “Нашествие” задает вектор развития русского рока. На “Доброфесте” год за годом играют альтернативу и панк-рок. “Дикая мята” занимается инди-музыкой. Разумеется, все они делают небольшие реверансы в сторону друг друга. Но, если положить на стол три афиши, станет ясно, что они совершенно разные, и каждый имеет свое лицо».

Сложившаяся ситуация привела к тому, что, по словам гендиректора агентства TCI Эдуарда Ратникова, только московский рынок концертов потерял 700 тысяч участников — артистов, сотрудников и зрителей, которые регулярно ходили на концерты. Наличие такой тенденции подтверждает и Илья Бортнюк из «Стереолета»: по его оценкам, объем концертного рынка сократился минимум на 50%. Но организаторы сохраняют оптимизм. «Интерес [к фестивалю “Стереолето”] у зрителей достаточно большой. Я не могу сказать, что мы потеряли в количестве (да и в качестве) аудитории. Может быть, в том числе потому, что фестивалей стало меньше», — говорит Бортнюк. Высокий интерес отмечает и Бабин из Chess & Jazz: «Мы знаем, какую музыку ждет наша аудитория, и, судя по отклику, музыкальная программа попала в точку. В прошлом году все билеты на событие были проданы — уверен, что повторим эти результаты в новом сезоне». По словам Сергея Фадеева, на данный момент Signal уже продал 60% билетов от запланированных рекордных для фестиваля 20 тысяч. Об аналогичной динамике продаж говорит и Клюкин из «Дикой мяты». 

«Сейчас очень тяжело работать —  надо быть внимательным и осторожным, — признается Павел Камакин. — Но, в отличие от времен ковида, работать можно».

Подготовила Юля Рябова

Обсудить на сайте