Нюрка-воровка, невольница в золотой клетке и коварная обольстительница. Актриса Анастасия Ильинская — о своих ролях
Расскажите, как вы попали в труппу Театра на Бронной?
До сих пор не верю, что все это наяву. На третьем курсе ГИТИСа нам объявили, что будут просмотры на Бронную: человек 30 прислали анкеты, из них отобрали 20. Оказалось, я одна из них. Мы с моим однокурсником показали отрывок, я боялась, что моя манера исполнения не подойдет Константину Юрьевичу Богомолову. Но решила ничего не менять и ни под кого не подстраиваться — будь что будет. И меня взяли в труппу.
Какая роль в театре стала для вас первой?
Должна признаться, что до прихода на Бронную я играла только какие-то отрывки, не более того. Моя учеба во ВГИКе на курсе Игоря Николаевича Ясуловича совпала с периодом пандемии, когда все замерло. Мой курс был дипломным, и я посчитала, что мне еще нужно учиться. Перевелась в ГИТИС. Попав в театр, сразу начала активно работать. Сначала меня ввели в детский спектакль «Кентервильское привидение», поставленный в 2019 году Алексеем Фроленковым, на роль экономки миссис Амни. Выходить на большую сцену было страшно, но я справилась.
Вам уже удалось поработать с Константином Богомоловым?
Я ходила не только на свои репетиции, но и на чужие. Буквально следовала по пятам за Константином Юрьевичем. Просто не могла иначе. Мне было близко все, о чем он говорит и как он говорит. Это созвучно моему творческому поиску и стремлению найти себя. Присутствие на многих репетициях в дальнейшем помогло быстрее реагировать: слышать, схватывать и выполнять поставленные им задачи. Первая моя роль в его спектакле ― Гертруда в «Гамлет in Moscow». В нем я не только играю на сцене, но и участвую в представлении до начала спектакля и в антракте, приезжаю на лимузине к главному входу театра, пою в фойе на нашей с Клавдием свадьбе.
В недавней премьере Богомолова «Вероника» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», которая легла в основу знаменитого фильма «Летят журавли», вы играете Нюру. Кажется, не совсем ваш типаж?
Она моя полная противоположность. Для меня сыграть Нюрку-хлеборезку — азартно и интересно. Роль яркая, характерная. В «Современнике», скажем, Нюрку в свое время играла Галина Волчек. У нас в спектакле моя героиня появляется в четвертом акте «Эвакуация», который заметно выделяется на фоне всего остального действия: тут много героев, много сюжетных линий, совершенно особый темпоритм.
В конце мая состоялась официальная премьера спектакля «Богатые невесты. Новый сезон» режиссера Кирилла Вытоптова: в ней причудливым образом сплелись две пьесы Островского «Богатые невесты» и «Невольницы». Последняя представлена как пародия на исторический сериал, который смотрят персонажи из первой пьесы. Эта идея родилась сразу?
То, что «Невольницы» будут историческим сериалом, изначально мы не знали. Почти год репетировали, погружались в текст, разбирали взаимоотношения героев, много рассуждали, перекладывая обстоятельства пьесы на нашу жизнь. Кирилл позволял импровизировать, предлагать, пробовать. И в течение последних интенсивных репетиционных дней перед предпремьерным показом пазл для нас окончательно сложился. И в результате получился спектакль, который, как мне кажется, будет хитом.
Ваша героиня Евлалия Андревна как раз из «сериальной» части. Она всю жизнь живет взаперти, сначала с матерью, потом со старым мужем, который ее фактически покупает, но, когда он предлагает ей свободу, она от нее отказывается. Почему она решает остаться невольницей?
Евлалия не знает другой жизни, живет в золотой клетке. Ей не хватает нежности, тепла, страсти. Она мечтала о любви и обожглась. Мулин, в которого она влюбилась, не отвечает ей взаимностью. Она попадает в замкнутый круг. С одной стороны муж, которого она не любит, с другой ― мужчина, которому она не нужна. А что делать с такой свободой? Как с ней быть? Евлалия никогда не была самостоятельна. И возможно, в итоге она рядом с мужем, человеком на самом деле благородным, разумным, терпеливым и любящим, сумеет найти себя.
В этих двух пьесах «Богатые невесты» и «Невольницы» есть пересечение сюжетов. В первой героиня Валентина Белесова тоже несвободна, ее содержит богатый генерал, и кажется, ничего кроме денег ее не волнует. Но в итоге как раз она находит любовь, а Евлалия ― нет. Почему?
«Невольницы» — один их этапов жизни героини, это не финальная точка. Мне кажется всему свое время и тогда, когда Евлалия будет действительно внутренне готова, когда будет суждено, любовь ее найдет. Для меня в целом этот спектакль о погоне за счастьем и стремлении любить. Мне кажется, что зритель на нем сможет забыть о насущных проблемах, отвлечься от суеты и от души посмеяться.
Недавно вы дебютировали в кино — вышел сериал «За полчаса до весны». Ваша героиня Аля готова на все, чтобы выступать вместе с «Песнярами» и прославиться. Она пытается разбить семью лидера группы Владимира Мулявина. Вы ее как-то внутренне оправдываете?
Моя героиня, с одной стороны, собирательный образ девушки, которая ни перед чем не остановится на своем пути, а с другой — реальный человек. Действительно, единственной женщиной в «Песнярах» была певица Людмила Юсупова. Она дебютировала в ансамбле в рок-опере на стихи Янки Купалы «Песнь о доле». Сериал как раз рассказывает об истории этой постановки. Владимиру Мулявину пришлось пройти огонь и воду, чтобы ее выпустить. Рок-опера в Советском Союзе ― вещь почти немыслимая.
А что касается романа солистки с Мулявиным ― это художественный вымысел. Я знаю, что у лидера группы было три официальных жены, про другие любовные истории ничего не знаю. После выхода сериала мне в соцсетях писали гневные комментарии: «Вы зачем Мулявина из семьи увели? Не стыдно?» Это забавно. Хотя Аля в сериале действительно ведет себя подло по отношению к окружающим. Оправдываю ли я ее поведение? Скажем так, в нем есть логика. Она идет к своей мечте и хочет любой ценой добиться славы и успеха.
Работаете ли вы над новыми кинопроектами?
В июне выйдет еще одна картина с моим участием — «Дыхание» Романа Каримова, художественный фильм про начало пандемии. Там у меня небольшая драматическая роль, но она мне очень дорога, поскольку работать с таким самобытным режиссером — большая удача и крутой опыт.
Сейчас снимаюсь в фильме «Челюскин. Первые» про трагически известную экспедицию парохода «Челюскин». Режиссер картины — Степан Коршунов, продюсер — Федор Бондарчук. Съемки масштабные: мы ездили в Архангельск, снимались в мороз на натуре на огромном пароходе. Было здорово! Мне вообще нравится бросать себе вызов, погружаться в самые разные, непривычные для себя, где-то даже экстремальные ситуации. И работу в режиме нон-стоп очень люблю. Как например, две театральные премьеры «Вероника» и «Богатые невесты. Новый сезон», которые случились одна за другой. Постоянные репетиции и прогоны, выпуск спектакля — это не только актерская тренировка, но большая внутренняя работа над собой: прокачиваешь терпение, дисциплину и концентрацию на том, что действительно важно.
Что для вас сейчас важнее: театр или кино?
Для меня это вещи взаимосвязанные. К счастью, у меня получается все успевать. В театре в спектаклях часто несколько составов, это дает возможность лавировать. Помимо этого, вместе со сценаристом Валерией Чуйковой, артистами Гришей Верником, Машей Янычевой и другими я сейчас готовлю читку современной пьесы Эгвины Фет для детей. Это будет благотворительный проект. И я рада, что профессия дает мне возможность помогать тем, кто действительно нуждается. Планирую делать больше в этом направлении.
Кого вы мечтаете сыграть?
Я открыта для всего. Особенно когда работаю в команде с людьми, которым верю, которые бесстрашно, с любовью создают что-то свое. Конечно, мне интересны роли большого диапазона. Хотелось бы чего-то дерзкого и смелого. Мечтаю сыграть Анну Каренину. В кино сейчас интересна романтическая линия. Скажем, Роза из «Титаника». Или же что-то из разряда героинь Ларса фон Триера, таких как Грейс из «Догвилля» или Бесс Макнил из «Рассекая волны».
Приоткройте завесу тайны, что сейчас готовится на Бронной?
В нашем театре рабочий процесс всегда идет полным ходом. Мы движемся вперед, и каждый человек в нашем коллективе трудится с большой любовью и самоотдачей. Сейчас репетируем два новых спектакля, но раскрывать детали не буду. Нам предстоит интересный творческий процесс, а наших любимых зрителей ждут новые театральные открытия.
Беседовала Дарья Андреева