Лучшее за неделю
31 мая 2023 г., 11:50

Елена Белоногова, основательница арт-платформы Cube.Moscow: У инвестиций в искусство есть приятный бонус — эмоция

Читать на сайте
Фото: пресс-служба Cube.Moscow

Искусство как инвестиция в России — миф или реальность?

Российское искусство, безусловно, недооценено, поэтому у него хороший потенциал роста, но, когда придет его звездный час, прогнозировать сложно: слишком много неизвестных. Как бы там ни было, если кто-то задумывается о покупке произведений искусства для дома или хочет разнообразить способы долгосрочных инвестиций, сейчас можно приобрести работы ведущих современных российских художников по интересным ценам.

Международные инвестиционные институции рекомендуют держать 3–5% инвестиционного портфеля в альтернативных активах. Искусство относится именно к таким наряду, например, с недвижимостью и драгоценностями. Я люблю искусство и покупаю его как для пополнения личной коллекции, так и в качестве инвестиционного актива. При этом я понимаю, что это долгосрочное и гораздо менее ликвидное вложение, чем финансовые инструменты, но у инвестиций в искусство есть приятный бонус — эмоция. Я всегда рекомендую покупать произведения, которые нравятся, независимо от того, инвестиционная это покупка или работа, которая будет висеть на стене.

Какие тренды на арт-рынке вы видите сейчас, что будет задавать тон в будущем? Пересекаются ли тенденции в российском и зарубежном контекстах?

Российский арт-рынок очень молодой и совсем небольшой по объему. На нем развиваются те же тенденции, что и на западном, но даже в спокойные времена это происходит с заметным отставанием.

Лицо покупателя искусства меняется, на рынок приходят новые люди, и многие из них очень молодые. Привычный портрет коллекционера как солидного седовласого мужчины в дорогом костюме отходит в прошлое. Это здорово и начинает напоминать международный рынок, на котором люди приобретают молодое искусство в молодом и среднем возрасте, взрослеют вместе со «своими» художниками, с годами увеличивая чек.

Я также вижу изменение культуры коллекционирования. Сегодня молодые коллекционеры часто покупают произведения того или иного художника, потому что они разделяют его точку зрения, хотят поддержать его или ее, а не просто собрать коллекцию произведений. Такой тренд прослеживается не только в России, но и в мире.

Елена Белоногова
Елена Белоногова Фото: Антон Доников

В чем заключается принципиальная разница между арт-индустрией в России и Европе и США?

На Западе большая история развития рынка искусства, этот процесс проходил гармонично, соответствуя своему времени и культуре. Мы с вами живем в стране, которая все еще восстанавливается после советского прошлого, на десятилетия лишившего нас понятия о каком-либо рынке. Продажа искусства называлась спекуляцией, и за нее сажали в тюрьму.

Плюс, по моему мнению, постсоветское позиционирование рынка искусства как исключительно элитарного сыграло роковую роль: люди смотрят на него как на что-то недоступное и непонятное. В реальности разброс цен на искусство широкий. Даже если брать одного отдельного художника — у него есть и флагманские работы, и мелкая живопись, и графика, и тиражные произведения, но и то, и другое, и третье — искусство хорошего уровня. По сути, любой человек со средним российским доходом может позволить себе иметь в доме произведения искусства, но, к сожалению, люди об этом даже не задумываются. В России я часто наблюдаю ситуацию, когда в дорогих квартирах на стенах висят постеры из IKEA или совсем ничего не висит, на Западе такое встречается гораздо реже.

Будучи студенткой по обмену в США, я жила в доме учительницы, где на каждой стене висела живопись. Это были не шедевры за миллионы долларов, но это была оригинальная живопись. Я все еще помню, как меня, совсем юную советскую девочку, поражал и восхищал тот факт, что у простого человека в доме есть настоящие картины.

Я люблю говорить: «Мы не так давно сняли ковры со стен, подождите еще немного, и на них появится искусство». Чтобы в России устойчиво сформировалась культура «потребления» искусства, необходимы время и стабильность в стране.

Вы пришли в сферу искусства из бизнеса. На ваш взгляд, чем отличается ведение бизнеса в арт-сфере от любой другой индустрии?

Оно не должно ничем отличаться: бизнес есть бизнес, и его можно так назвать, только если он приносит доход. В России многие участники рынка искусства работают либо в ноль, либо в убыток, спонсируя свои проекты за счет доходов в других сферах. Эти люди — «тихие» меценаты, о которых не принято говорить, ведь формально они называются галеристами и занимаются коммерческой деятельностью. Производство выставок — недешевая история, а если галерист занимается серьезным искусством, которое часто бывает сложным и некрасивым, то и продать его непросто, но именно такое искусство через годы попадет в музеи и будет стоить больших денег.

Специфика рынка искусства лишь в том, что товаром здесь выступают в основном уникальные произведения, большими объемами его не продашь, каждая вещь в партии будет уникальной, для каждой необходимы отдельные описания и документация, ну и работать приходится с натурами очень тонкой душевной организации. Но все это и делает работу на этом рынке интересной.

Выставка Анны Желудь «‎Другая икона»‎
Выставка Анны Желудь «‎Другая икона»‎ Фото: пресс-служба Cube.Moscow

Расскажите, как устроено ценообразование на работы современных авторов? От каких факторов зависит рост или снижение цен на работы художников?

Первоначально это субъективная оценка работ художника галеристом, вера в его талант и в то, что в его развитие стоит вкладываться. Первый инвестор в художника — именно галерист. Если галерея работает с художником — уже хороший знак, и это значительно повышает вероятность того, что работы этого автора будут расти в цене.

Галерист, принимая решение о работе с художником, смотрит на его образование, технику, новаторство, уникальность и другие субъективные факторы.

Далее идет выставочная карьера: сначала художник участвует в групповых выставках, потом появляются сольные, меняется статус институций, которые берут его работы на выставки, и так далее. Все эти факторы влияют на изменение стоимости работ художника. Также никто не отменял попадания в тренд необъяснимой любви со стороны общественности — так появляются «голубые фишки». На самом деле, без правильного маркетинга такое происходит крайне редко, и то, что карьерой художника кто-то занимается, становится понятным по частоте упоминаний его имени в СМИ. Если вы купили работы художника, попавшего в тренд, на раннем этапе его карьеры, и вдруг о нем все заговорили, считайте, что вам повезло: вы сделали хорошее финансовое вложение. Правда, есть вероятность, что вы не захотите расставаться с этими работами, ведь они наверняка будут классными.

Со временем справедливые цены на работы художников устанавливает рынок.

Как вы оцениваете перспективность начинающего художника? Есть какой-то профессиональный секрет? 

Я покупаю работы молодых художников, просто потому что они мне нравятся. Либо я хочу купить конкретную работу, либо мне просто нравится то, что делает художник, и я хочу финансово его поддержать. 

Профессиональный секрет прост: чем больше насмотренность, тем легче узнать шедевр и будущую звезду. Поэтому рекомендую всем посещать как можно больше выставок. К сожалению, в последнее время количество выставок в России значительно снизилось, но в Cube.Moscow мы продолжаем ежемесячно открывать не менее десяти, так что, если вы бываете в Москве, обязательно заходите. Мы сознательно уделяем большое внимание не только выставкам, на которых можно купить работы, но и экспозициям, составленным из частных коллекций. Коллекционеры сейчас более открыты и не скрывают свои шедевры в хранилищах. За что лично я им очень благодарна, так как считаю развитие коллекционирования важнейшим фактором, способствующим росту рынка и поддержке развития искусства в целом.

Выставка Анны Казьминой «Транскодирование»
Выставка Анны Казьминой «Транскодирование» Фото: пресс-служба Cube.Moscow

Сейчас очень много проектов, которые предлагают приобретать искусство онлайн. Как вы относитесь к такому формату? Насколько он успешен, какие перспективы у онлайн-площадок?

Я сама периодически покупаю искусство онлайн и отношусь к этому прекрасно. Я не только рада появлению таких проектов, но и в рамках расширения инфраструктуры Cube работаю над запуском онлайн-ресурса Cube.Market.

Мы живем в мире высоких технологий, многие современные люди не знают жизни без интернета, да и освоение искусством онлайн-среды не новая история: за время локдауна в период пандемии покупка искусства онлайн стала новой нормой.

Сегодня действительно появляется много новых онлайн-проектов, которые предлагают разные способы знакомства с потенциально вашим произведением искусства: это и виртуальные выставочные залы, и онлайн-примерка на вашу стену. Покупка искусства в интернете становится все интереснее и удобнее. Единственное, на что я бы здесь обратила внимание: намного важнее «спецэффектов» выбор площадок, на которых вы планируете делать покупки. Это, безусловно, должны быть проверенные площадки с хорошей репутацией и кураторским отбором.

В конечном счете не важно, покупаете вы искусство онлайн, на ярмарке или в галерее. Просто делайте это. Приобретая работы художников, вы не только доставляете радость себе и близким, но и делаете свой вклад в развитие сферы искусства.

Беседовала Юля Крюкова

Обсудить на сайте