7 азиатских авторов, на которых стоит обратить внимание
Мо Янь
Китайского писателя Мо Яня знают все, кто интересуется азиатской литературой. В 2012 году он получил самую престижную книжную награду в мире — Нобелевскую премию, после чего об авторе заговорили даже люди, далекие от книгоиздания.
Нобелевский комитет отметил творчество Мо Яня за «галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью». И правда, в его текстах удивительным образом сочетается прошлое и настоящее, традиции и новаторство. Отличительная особенность этого китайского автора — умение создавать уникальные эпические саги с образным языком и мощными социальными сюжетами.
В России довольно популярны его романы «Лягушки», «Большая грудь, широкий зад» и «Страна вина», а совсем недавно в издательстве Inspiria вышла новая книга Мо Яня «Сорок одна хлопушка» — ироничная и метафоричная история о китайском городке, в котором все поклоняются мясу.
Лю Цысинь
Еще один китайский писатель, покоривший мир. После выхода его «Задачи трех тел», открывающей трилогию «Память о прошлом Земли», он стал весьма заметной фигурой на китайском книжном рынке. А после того, как его роман был отмечен престижной международной премией «Хьюго» в 2015 году, Лю Цысинь стал звездой первой величины.
В России у Лю Цысиня тоже немало поклонников. Автору удается писать научную фантастику, популярную не только у ценителей жанра. В «Задаче трех тел» писатель рассуждает о гуманизме и возмездии, об отчаянии и человеческих пороках, о политике и экологии. Главная героиня разочаровывается в людях и призывает на помощь трисоляриан — инопланетных завоевателей, но спасут ли они землян или уничтожат как расу?
Основанный на трилогии сериал «Память о прошлом Земли» вот-вот выйдет на стриминговом сервисе Netflix, за производство отвечают бывшие продюсеры «Игры престолов».
Саяка Мурата
Японская писательница и эссеистка Саяка Мурата покорила читателей своим романом «Человек-комбини» — о скромной 36-летней девушке Кэйко, работающей в круглосуточном мини-маркете. Вся ее жизнь заключена в этом магазине, в поддержании в нем порядка и гармонии. Кэйко ощущает себя частью системы, винтиком внутри огромного механизма. Работа упорядочивает ее, наполняет смыслом. У нее нет иной радости, кроме как слушать гул витрин, перекладывать и пробивать товары, она рассказывает о своих буднях так, словно это самая счастливая жизнь. Потому Кэйко не понимает, зачем другие люди строят семьи, рожают детей и посвящают себя им. Ее смысл — служение магазину и его клиентам.
Мурата выводит в качестве героини девушку с психологическими отклонениями и расстройством эмоционального восприятия, но рассказывает о ней с любовью и состраданием, как о маленьком человеке, имеющем право на подобный выбор. В итоге у Мураты получается роман о границах нормы, о принятии и уважении особенностей другого человека.
Ёко Огава
В 2020 году в России вышла «Полиция памяти» — роман японской писательницы Ёко Огавы, написанный в 1994 году, но долго ждавший своего перевода на русский язык (его сделал Дмитрий Коваленин). Это удивительная антиутопия, показывающая эфемерность всего, что нас окружает. Огава рассказывает историю девушки, живущей на необычном острове. В любой момент там может пропасть память о чем-то — о вещи, запахе или части тела. Каждая пропажа принимается жителями как само собой разумеющееся — они горюют, но быстро смиряются и забывают, словно этого и не было. Но есть и те, чья память хранит все и тем самым ставит ее обладателей в уязвимое положение. Как и многих японских авторов, Огаву завораживают механизмы памяти, поэтика времени, хрупкость бытия. В романе «Любимое уравнение профессора» писательница вновь поднимает тему памяти и забвения, но здесь больше математики, нежели поэзии. Кажется, будто Огава с разных сторон вглядывается в человека и его воспоминания. Тонкий взгляд и оригинальность делают Ёко Огаву одним из интереснейших азиатских авторов.
Хан Ган
Южнокорейская писательница Хан Ган получила Букеровскую премию за роман «Вегетарианка». Это история девушки, в один момент решившей перестать есть мясо. Хан Ган метафорически показывает, как отказ от животной пищи тесно сплетается в сознании с отказом от насилия. Ее героиня размышляет о телесности, о человеческих страхах и границах, об одиночестве и социальных конструктах, которые ему способствуют. В романе «Человеческие поступки» Хан Ган поднимает тему человечности и сострадания, влияния прошлого на наше будущее.
Содзи Симада
Имя писателя Содзи Симада знакомо всем любителям детективов. Именно он открыл для российских читателей тот самый «хонкаку-детектив», покоривший Японию. Если вдаваться в подробности — это детектив, в котором читатель может прийти к разгадке быстрее, чем герои книги. Так было и с «Токийским зодиаком», и с «Домом кривых стен» — в них Симада вовлекал читателей в раскрытие убийства, давая им подсказки. Многочисленные детали и путали, и помогали внимательным сыщикам, а психологические аспекты истории и динамичный сюжет удерживали их в этой литературной игре. Пожалуй, то, что делает Симада в текстах, не поддается ни пересказу, ни описанию — просто читайте и делайте выводы. Кстати, интересный факт: на родине Содзи Симада называют «Богом загадки» и считают детективщиком №1.
Вьет Тхань Нгуен
Пулитцеровский лауреат Вьет Тхань Нгуен — американский писатель вьетнамского происхождения. Его дебютный роман «Сочувствующий» рассказывает историю двойного агента (политзаключенного, а в прошлом — тайного агента-коммуниста). После выхода книги критики начали сравнивать ее с произведениями Джона ле Карре и Сола Беллоу, но Нгуен как рассказчик все же вполне самобытен. Сейчас в Америке вышла вторая часть трилогии (в интервью автор говорил, что видит историю своего героя именно как трилогию) — «Приверженный». В ней Нгуен продолжает выстраивать шпионский триллер, наблюдая за жизнью своего героя, вьетнамского беглеца.