Павел Камакин и Сергей Мудрик — о лайнапе «VK Музыка Summer Stage», трудностях концертной индустрии и прогнозах на будущее
Площадка Summer Stage открылась в прошлом году — за лето на ней дали концерты 40 артистов. В этом сезоне заявлено уже 60 выступлений. Как вам удалось расширить лайнап?
Павел Камакин: Изначально была затея сделать городскую опен-эйр-площадку с регулярной концертной программой в теплое время года. В прошлом сезоне мы буквально заскочили в последний вагон — решение об открытии было принято 1 мая, а уже в середине июня прошли первые концерты. Для старта площадки это очень мало. За прошлый год мы успели ее протестировать, и к этому сезону подготовились уже как следует. Но, конечно, это было бы невозможно без партнерской интеграции — такой объем концертов и соответствующие риски требуют финансовой и информационной поддержки.
Почему вы выбрали именно «VK Музыку» в качестве партнера?
П. К.: Мы искали компанию, которая разделяет, скажем так, нашу художественно-идеологическую позицию. У нас получилось заинтересовать «VK Музыку» — и это, в первую очередь, большая творческая удача, и только потом — партнерство, которое позволяет нам добиваться целей. А почему именно «VK Музыка» — надо спросить Сергея. Это они выбрали нас.
Сергей Мудрик: Это логичный выбор для позиционирования «VK Музыки». Сейчас мы делаем все, чтобы развивать бренд стриминга как активной точки входа в музыку, и повышать узнаваемость, в том числе через брендирование площадок. Летом люди реже выбирают клубные концерты, хотят больше времени проводить на открытом воздухе, насладиться сезоном. Когда мы искали открытую площадку в Москве, выбор был небольшой. В итоге свою роль сыграла техническая оснащенность Summer Stage, ее концепция и тот факт, что в команде руководителей есть Павел — человек с огромным опытом в концертной индустрии. Поэтому я рад, что все так сложилось, и в этом году на площадке «VK Музыка Summer Stage» пройдут фестивали и концерты артистов совершенно разных жанров.
Как происходит выбор артистов? Это совместная работа или лайнап формирует одна сторона, а другая утверждает?
П. К.: У нас есть концепция взаимодействия. Артистов выбираем мы, и мы же несем ответственность за концерты. Как арт-директор Summer Stage я стараюсь отразить в лайнапе объективный срез современной сцены. Эта идея движет мной всю профессиональную жизнь: никогда не хотелось быть узкнонаправленным промоутером в рамках одного профиля. Я всегда стремился найти какие-то совершенно разножанровые и разнокультурные явления, чтобы моя площадка показывала все лучшее, что есть сейчас в музыке.
Бывали ситуации, когда вы хотели позвать конкретного артиста, но «VK Музыка» его не согласовала?
П. К.: Такое бывало, но все обсуждаемо. У нас полноценная коллаборация, мы учитываем мнения друг друга. «VK Музыка» нередко дает свои рекомендации, и мы берем их на вооружение.
Например, какие?
П. К.: Наверное, у меня был бы меньший пул фрешменов на площадке, чем сейчас, если бы не энергичный взгляд «VK Музыки», направленный в будущее.
Сергей, вы продвигаете начинающих музыкантов в массы?
С. М.: Мы, конечно, обращаем особое внимание на новые имена. Но опять же надо понимать, что Summer Stage — это площадка на две тысячи человек, и какой бы классный ни был фрешмен, он уже должен обладать какой-то аудиторией, иначе концерт просто не получится. Невероятная привилегия выбирать артистов, исходя исключительно из собственного представления о прекрасном, нам недоступна, к сожалению. Или к счастью.
Программа на этот сезон искусно балансирует между, так сказать, крепкими артистами, которые на сто процентов соберут зал, и интересными новичками. Так же и на витрине нашего стриминг-сервиса, где соседствуют музыканты разного уровня, с разной поддержкой аудитории, разными показателями прослушиваний на сервисе.
Трудно одновременно выдерживать этот баланс и набрать довольно большой по нынешним меркам пул выступающих артистов?
П. К.: Очень сложно. Причем эти сложности парадоксально делятся на две категории. С одной стороны, площадок и фестивальных активностей в этом сезоне стало больше, выросла конкуренция. С другой — артистов, которые могли бы быть хедлайнерами, стало меньше, из-за чего одни и те же имена пересекаются в лайнапах многих московских и подмосковных событий.
Но есть и позитивный момент: все нынешние хедлайнеры так или иначе свеженькие. На места уехавших артистов хлынули фрешмены, которые в иных условиях, наверное, развивались бы немного дольше.
Насколько сильно замена хедлайнеров бьет по промоутерской экономике?
П. К.: Вообще вся экономика промоутерская радикально изменилась. Полностью поменялся маркетинг. Раньше многое было завязано на иностранных лейблах, стримингах и рекламных платформах, через которые промоутировалась большая часть концертного рынка. Сейчас же по уровню информационной поддержки мероприятий мы откатились в состояние десятилетней давности — большинство рекламных инструментов просто не работают, потому что они все были завязаны друг на друга.
Иной раз ты думаешь, что артист не очень здорово собирает аудиторию, а на него невероятным образом за 15 минут продаются все билеты. И в то же время музыкант, у которого много стримов и есть своя постоянная аудитория, который часто появляется в медиа и активно работает над промо, продается очень-очень медленно. И это абсолютно непредсказуемо. Вернулись времена так называемой шкурной интуиции — точно предсказать сборы сейчас просто невозможно.
Поэтому появилось очень много клаб-шоу (формат укороченного ночного выступления артиста в рамках вечеринки. — Прим. ред.). В этом случае продажи билетов не особо зависят от артиста, скорее — от промогруппы. И это тоже возвращает нас во времена, грубо говоря, двухтысячных годов, когда люди шли на промоутера. Большая часть артистов публике была неизвестна, аудитория приходила посмотреть на них, потому что доверяла промоутеру и клубу.
С. М.: От себя добавлю, что даже в доковидные годы невозможно было провести прямую корреляцию между числом стримов у артиста и его концертными сборами. Музыканты могли собирать стадионы, но не попадали в чарты, и наоборот. Сейчас ситуация, как ни странно, выровнялась. Самый стримовый артист в нашем сервисе — Macan — два дня подряд собирает «ВТБ Арену». Так называемые кальян-рэперы HammAli & Navai на глазах превратились в живых поп-классиков и тоже собирают большие площадки, притом что еще в 2018-м они не могли собрать условный Stadium Live. С другой стороны, есть Дельфин, который еще до недавнего времени не собирал тот же Stadium. Но он остался редким выступающим на сцене авторитетом. На него стали ходить больше.
Исходя из динамики продаж, уже можно сделать вывод о настроении аудитории на этот сезон?
П. К.: Продажи достаточно ровные — понятно, кто нравится публике больше, кто — меньше. Я думаю, что в среднем на артистов нашего регулярного репертуара будут ходить около 1,5 тысяч человек. Плюс мы планируем сделать с десяток солд-аутов наших хедлайнеров.
Кто нравится публике больше?
П. К.: Markul очень нравится людям. Взрослых артистов тоже любят — группы «Танцы минус», «Моральный кодекс».
С. М.: На концерты, которые будут, например, в августе, билеты продаются хуже, чем на события июня. Поэтому в этом плане сложно спрогнозировать продажи сильно заранее. Но как представитель «VK Музыки» могу сказать, что очень радует разнообразие артистов, которого удалось достичь. И это при том, что мы пока что даже треть лайнапа не объявили.
А что можно сказать о грядущих анонсах уже сейчас?
С. М.: Будет все, что в принципе возможно представить на такой площадке. Еще мы скоро объявим много очень больших поп-артистов.
На площадке «VK Музыка Summer Stage» этим летом вы также планируете провести фестиваль инди-музыки Motherland. Получается, это тройная коллаборация?
П. К.: Мы давно уже говорили с организаторами Motherland о проведении фестиваля на нашей площадке — нам очень симпатичная их новая команда. Это классический инди-субкультурный фестиваль. Хотелось помочь его провести. Я бы не сказал, что это прямо коллаборация: «VK Музыка Summer Stage» просто выступает в качестве максимально подходящей площадки. В выборе артистов для составления лайнапа мы участия не принимаем.
В этом году «VK Музыка» забрендировала клубы Stadium Live и Gipsy, площадку Summer Stage, а также значительно расширила географию своего фестиваля VK Fest. Не боитесь ли вы внутренней конкуренции между проектами за внимание зрителя?
С. М.: Мне кажется, что все четыре сущности — три брендированных площадки и фестиваль — совершенно разные, и их аудитория если и пересекается, то не так сильно, как может показаться. Даже если случается такое, что один и тот же артист выступает на разных площадках «VK Музыки», эти концерты не конфликтуют между собой: везде будет разная аудитория, которая приходит за разным. Например, есть Gipsy — клуб с определенной аурой и своим контингентом, а есть Summer Stage — летняя площадка, специально построенная под конкретные события под открытым небом. Поэтому даже выступления одной и той же группы на этих площадках будут разные — под каждое место нужна своя программа, будет разный вайб.
Павел, в прошлом году, анонсируя запуск Summer Stage, вы говорили, что у вас подписан контракт с площадкой на пять сезонов (до 2026 года включительно) и что в дальнейшем вы надеетесь его продлить. Как думаете, удастся это сделать?
П. К.: Я придерживаюсь такой точки зрения: искусство имеет невероятную силу проникать через всяческие запреты, ограничения, обстоятельства и прочее. В силу своего возраста я сам это видел, и не раз. Поэтому я считаю, что новая сцена будет развиваться, расти. Смотрю, как говорится, on the bright side of life. Если не произойдет радикальных изменений, то за эти пять лет сцена сильно вырастет. У меня такое вот философское отношение к этому вопросу, а как будет на самом деле, предсказать сложно.
С. М.: К сожалению, комьюнити не строятся быстро: вспомнить хотя бы фестиваль «Боль» в нише инди-музыки. Когда-то на него приходили несколько сотен человек — чтобы фестиваль стал большим музыкальным событием, потребовались годы. Учитывая потрясение, которое испытал рынок, не стоит ждать, что за год у нас появится 15 новых имен, которые гарантированно будут собирать по тысяче-две человек. Но комьюнити формируется, люди продолжают общаться с близкими по духу. И поэтому существует, например, клубное объединение «Радуга», где каждые выходные играют буквально одни и те же артисты, но каждый раз эти мероприятия собирают кучу людей. Думаю, что года через два-три эти новые творческие объединения принесут свои плоды.
Беседовала Юлия Рябова