Пионер — всем ребятам пример, или Как принимали в пионеры. Вопрос дня
Основатель Института публичных выступлений и конфликтологии
За три дня до приема в пионеры я подралась с мальчишками — всегда находила повод, чтобы их отлупить. А из нашего класса всего было трое ребят, которых принимали в первую очередь, как самых достойных. Я была одной из лучших учениц в классе, но с не самым лучшим поведением. И после драки моя кандидатура оказалась под вопросом. Тем не менее меня все же приняли в первых рядах. Я помню этот майский день, как я наглаживала и сожгла один галстук, было очень обидно и больно.
В пионеры нас принимали в спортивном зале, в котором проходили все линейки, в маленькой школе имени декабристов маленького сибирского городка. Помню, что позавидовала девочке, которую первой приняли в пионеры. Она громко назвала свое имя: «Людмила!» Я в этот момент подумала: «Людмила — зубы как у крокодила!»
Я думала, вот примут в пионеры, и это будет что-то особенное! Приняли в пионеры — и ничего не изменилось, жизнь никак не поменялась. Я так долго к этому готовилась, так этого ждала. Первая детская фрустрация, когда чего-то очень ждешь, а ничего не меняется. До этого мы все ждали, когда пойдем в школу, и действительно, когда мы пошли в первый класс, вся жизнь изменилась! А перед приемом в пионеры, в третьем классе, я так ждала, что опять все круто изменится, а ничего не изменилось. Мы, по-моему, даже не праздновали.
Елена Лейв
Преподаватель, консультант
Прием в пионеры в моей детской биографии был вторым знаковым событием после поступления в школу и поэтому оставил след в памяти. Тогда очень хотелось побыстрее повзрослеть, а пионер — это уже не октябренок, а на ступеньку выше! Я мечтала быть в первой «порции» тех, кого принимали в день рождения Ленина. Нам говорили, что это нужно заслужить, быть достойными — на некоторых детей это действовало. Для принятия в пионеры нужно было наизусть выучить торжественную клятву. Текст ее был напечатан на обратной стороне простой тетрадки в линеечку за 2 копейки. Это всего пара предложений, а тогда она казалась длинной. Не думаю, что мы как-то задумывались над ее смыслом. Надо выучить — значит выучим.
22 апреля наши классы привели в соседний парк, где совсем недавно был открыт какой-то монумент. Там нас построили, старшая пионервожатая и еще кто-то говорили торжественные речи, значение которых до нас не доходило, потом все хором произнесли клятву, которую можно было и не учить так тщательно. Тех, кого принимали в этот день, вызывали поименно, повязывали галстук, говорили: «Будь готов!» Новоиспеченный пионер говорил: «Всегда готов!» и отдавал салют. Не помню, ходили ли мы в этот день на занятия или нас отпустили домой, но шла я потом в расстегнутой куртке, чтобы все-все видели, что я пионерка. Я очень гордилась тем, что я уже такая большая.
Гузель Хуснуллина (Махортова)
Аналитический психотерапевт, кандидат психологических наук
Память услужливо вытеснила в бессознательное день приема в пионеры. Думаю, взрослые — родители и учителя — преподносили это событие в торжественной риторике, столь свойственной культуре советского общества. Как аналитический психолог, могу предположить, что не могу вспомнить торжественного дня, потому что очень боялась учительницу начальных классов, злобную тетку в красном кримпленовом платье с перманентными сальными пятнами в районе груди. Я не помню ее имени отчества, назову ее Фрекен Бок. Так вот Фрекен Бок пришла на смену чудесной, интеллигентной Галине Германовне, которая голоса на нас не поднимала. В то время как Фрекен Бок могла огреть указкой или метровой деревянной линейкой.
Пионерские события средней школы, где классным руководителем была добрейшая учительница русского языка и литературы Галина Андреевна, помню хорошо. Каждый класс образовывал пионерский отряд, который боролся за право носить имя какого-нибудь пионера-героя, того же Павлика Морозова, Марата Казея. Наш отряд боролся за право носить имя пионера — героя Великой Отечественной войны Володи Дубинина. Все ученики класса должны были знать его биографию и историю военных подвигов наизусть. Мальчик помогал саперам разминировать каменоломни в Керчи и подорвался на мине в 1942 году.
Пионерский отряд делился на звенья в соответствии с рядами парт в классе. Звенья, как и отряды, соревновались друг с другом. Например, кто больше соберет макулатуры. Мы ходили по квартирам и спрашивали у жильцов, нет ли у них старых газет и ненужных книг. Иногда жильцы предусмотрительно выставляли на лестничных площадках аккуратно перетянутые связки газет и журналов.
Владелица риелторского агентства
В пионеры принимали в конце третьего класса. Перед этим весь год пугали: будете плохо учиться и вести себя — в пионеры не примут. В нашем классе все учились хорошо, кроме одного мальчика, который был двоечником. Вот его-то и не допустили к торжественному событию. Кажется, он это предвидел, поэтому не расстроился.
Остальные третьеклассники в этот радостный день выстроились на торжественную линейку. Школьный вестибюль заполнили девочки в белых праздничных фартуках и мальчики в белых рубашках. Вдоль одной стены стояла шеренга будущих пионеров, а напротив — пионеры со стажем, из 6-го класса. Они были нашими вожатыми, иногда приходили на классные часы, рассказывали о пионерии.
У каждого из них был перекинут через руку красный новенький галстук. В торце вестибюля стоял бюст Ленина, к которому под барабанную дробь вынесли знамя. Высокий красивый мальчик из старших классов крепко держал древко, за ним, четко печатая шаг, шли две девочки с огромными бантами и поднятыми в пионерском салюте руками.
Выступил директор школы, дал напутствия быть примерными пионерами, помнить о правилах, принятых в пионерской организации Советского Союза. После этого началось главное: каждый из нас произнес клятву советского пионера, дружно подошли вожатые и повязали нам галстуки. Классная руководительница поздравила, знамя унесли, а мы пошли продолжать учиться «как завещал великий Ленин». Дома меня поздравили родители, они купили торт и пластинку с детскими песнями из мультфильма про Чебурашку.
Журналист
В Ташкенте, как и во всем Советском Союзе, после окончания начальной школы, в возрасте 10 лет, детей принимали в пионеры. Для этого нужно было хорошо учиться и иметь заслуги согласно возрасту: в спорте, музыке, живописи, общественной деятельности. Проходило событие в Музее Ленина — это здание, возведенное в 1970 году к 100-летию со дня рождения основателя СССР.
Принятие в пионеры в советский период было определенной формой взросления — перехода из детства в отрочество. А красный галстук, олицетворяя часть красного знамени, с тех пор становился неотъемлемой частью школьной формы. И даже во времена каникул дети, уехавшие в летние лагеря, которые также назывались пионерскими, практически никогда не снимали его с шеи, как символ причастности к единой организации самой большой страны — СССР.
Подготовила Татьяна Санькова