«Сложности — это возможности». Что будет с рынком креативных индустрий в России
За последние три года креативный рынок России пережил несколько мощных ударов. Отмена запланированных мероприятий и ковидные ограничения, массовый уход иностранных брендов, а вместе с этим аннулирование лицензий на софт и проблемы с обслуживанием оборудования и бизнес-аккаунтов — все это повлияло не только на быт простых людей, но и на функционирование агентств, студий, блогеров и медиа. Выжили те, кто приспособился к новой реальности.
Но, несмотря на то что современные кризисы притормозили развитие индустрии, она адаптировалась к новым рамкам и нашла возможности для положительных сдвигов. Например, если посмотреть на афишные исполнительские мероприятия, то, по данным InterMedia, впервые с 2019 года этот сегмент креативного рынка показал рост и увеличился на 4%. Другой пример — фильм «Чебурашка» собрал рекордную кассу для России в 76 миллиардов рублей и доказал, что качественный продукт отечественного производства тоже может вернуть зрителя в кинотеатры. Конечно, пока это всего лишь точечные достижения первых посткризисных лет. Но они показательны для индустрии: ситуация на рынке меняется, и она точно не безвыходная.
Новые бренды, занявшие опустевшую нишу, перезапущенные логистические цепочки, а также легализованный на законодательном уровне параллельный импорт помогают креативной индустрии избежать полной изоляции, а значит, иметь доступ к развитым зарубежным технологиям и международной коммуникации.
Творческий ресурс можно черпать и внутри страны: богатое культурное наследие помогает находить работающие нарративы, и это показывает не только опыт «Чебурашки», но и статистика популярности контента онлайн-кинотеатров России — по данным «ТМТ Консалтинг», доходы этой сферы креативного рынка выросли на 17% в 2022 году.
Спрос на продукты креативного рынка мотивирует бизнес развиваться и конкурировать, а российские стартапы до сих пор находят способы разрастаться в международных масштабах, как это произошло со студией Mundfish, выпустившей одну из самых популярных видеоигр 2023 года в мире — Atomic Heart.
В России продолжается работа над созданием системы поддержки креативного сектора экономики в рамках концепции развития творческих индустрий. Надеюсь, эта поддержка поможет рынку выйти на новый уровень, не потеряться, не пропасть. Потому что сложности с одной стороны — это возможности с другой.
На государственном уровне поддержка выражается в программе развития творческих индустрий. В 2022 году Правительство России утвердило план, который рассчитан на создание необходимых условий для развития креативного предпринимательства. Концепция четко фиксирует местоположение этой индустрии в российской и мировой экономике, а также формулирует ее цели и задачи, что лишний раз подчеркивает, насколько высокие ожидания возложены на творческий сектор в ближайшие годы.
Суть программы сводится к формированию систем для контроля и мониторинга экономики креативной индустрии России, которые помогут систематизировать данные о ее игроках: заказчиках, спонсорах и потребителях. Отдельное внимание получили инициативы в сфере образования, направленные на модернизацию стандартов подготовки специалистов креативного класса. Согласно прогнозу, программа поможет увеличить долю творческих индустрий в российской экономике с нынешних 2,2% до 6%. Кроме того, ожидаются изменения в структуре занятости населения: доля россиян, вовлеченных в работу с креативным сектором, должна увеличиться с 4,6% до 15%. И все это к 2030 году.
Судя по статистике вакансий на Head Hunter, в креативных отраслях скорее предпочитали оптимизировать бизнес, чем искать новых сотрудников. Но к весне 2023 года тренд изменился: февраль впервые за год показал взрывной рост вакансий в этом сегменте рынка, а март и апрель выросли по сравнению с показателями этих месяцев за 2022-й на 5% и даже 40% соответственно. Дефицит профессионалов креативной индустрии в России ощущается все острее. Да, вакансии открываются, но и запросы специалистов выросли: сказывается не только рост инфляции на 11,94% по данным Росстата, но и ценность опыта, нетворкинг, умение работать в поле.
На удаленке в ивент-индустрии, где я работаю, например, сложно организовать мероприятие под ключ. В определенный момент требуется живое присутствие менеджера или продюсера либо на встрече с клиентом, либо на площадке проведения мероприятия. Кроме того, живое выступление приглашенного селебрити привлечет куда больше людей, чем онлайн-концерт. Это понимают и специальные гости мероприятий. Артист, который раньше стоил 1,5 миллиона рублей, сейчас стоит 3,5 млн руб. Это тоже не способствует реализации, потому что, к сожалению, бюджеты на мероприятие в два раза больше не стали.
Но бизнес находит способы подстраиваться под условия среды. Ушедшие бренды заменили новые, которые только знакомятся с рынком, и для индустрии мероприятий как для отрасли креативного сектора экономики это горячая пора поиска новых знакомств. Между ивент-агентствами разворачивается борьба за бюджеты тех, кто остался на российском рынке, и тех, кто стал на нем новым игроком. 2023 год станет определяющим для креативной индустрии. Возможно, к его окончанию отрасль ожидают новые потрясения, о которых креативные команды еще не подозревают. Но после всего пережитого их уже вряд ли можно чем-то удивить.