Восточные легенды, новый Том Стоппард и балет в Большом. Гид по фестивалю искусств «Черешневый лес»
От «Вишневого сада» к «Черешневому лесу» — скрытая метафора фестиваля, который 22 года назад запустила команда Bosco di Ciliegi. Тогда, в 2001-м он начинался как городской музыкальный фест в парке Горького, а сегодня это событие объединяет музыку, театр, живопись, спорт и, конечно, садово-парковые инициативы — каждый код команда мероприятия организует посадку черешневых деревьев.
В этом году все зарифмовалось: 2023 год и XXIII Открытый фестиваль искусств, в рамках которого представляют премьеры постановок важные городские театры, устраивают арт-смотры и даже ностальгические выставки в честь громких спортивных юбилеев. На этот раз традиционная посадка деревьев состоится 21 мая в Петровском парке, на аллее «Динамо» — новый сад у «ВТБ Арены» будут сажать болельщики — члены семьи Bosco и команда футбольного клуба.
Театральные премьеры
В начале апреля «Черешневый лес» представил зрителям результат сотрудничества с Театром Маяковского, который отметил вековой юбилей, — постановку «Любовь по Маркесу» Егора Перегудова с Игорем Костолевским в главной роли. Театр «Шалом» успел показать детям «от трех до ста трех лет» спектакль «В начале было…» о сотворении мира. А 26 и 27 апреля режиссер Мурат Абулкатинов покажет на сцене «Шалома» историю о двух возлюбленных «Тахир и Зухра» по пьесе Зухры Яниковой. Современные Ромео и Джульетта борются за то, чтобы быть вместе, в декорациях мегаполиса.
В РАМТе готовится большая премьера — постановка пьесы Тома Стоппарда «Леопольдштадт». Российский зритель видел его восьмичасовой «Берег утопии», Rock’n’roll и «Проблему». Новый спектакль по пьесе английского драматурга основан на личной истории. Это сага о судьбе еврейской семьи — не случайно в качестве названия был выбран район Вены, где в начале XX века находился еврейский квартал. 16 июня режиссер-постановщик Алексей Бородин воссоздаст на сцене гостиную в доме Германа Мерца, где и развернется 55-летняя история большой семьи — к финалу из 40 человек придут лишь немногие.
Труппа Санкт-Петербургского государственного академического театра балета приезжает в столицу с гастролями. С 25 по 30 июля на исторической сцене Большого театра зрители увидят сразу четыре балета Бориса Эйфмана, которые образуют тетралогию «Иное пространство слова».
Хореографическая интерпретация пьесы Антона Чехова «Чайка. Балетная история» рассказывает зрителям тайны и интриги закулисья. Вместо усадьбы на сцене репетиционный зал, где Треплев противостоит хореографу Тригорину, а юная танцовщица Заречная соперничает с примой Аркадиной. Действие «Евгения Онегина» перенесли в 1990-е и наши дни: классика Петра Чайковского объединяется с рок-музыкой Александра Ситковецкого. «Братьев Карамазовых» Эйфман поставил как балет под названием «По ту сторону греха» — на музыку Рахманинова, Вагнера и Мусоргского о богоборчестве и богоискательстве, безверии и вере, природе человеческой греховности и духовном спасении. И наконец — хореографический опыт осмысления личности героини Льва Толстого «Анна Каренина». Борис Эйфман убрал все второстепенные линии романа и сосредоточился на любовном треугольнике Анна — Каренин — Вронский.
Фантазийные миры, Сергей Рахманинов и юбилей «Динамо»
26 мая в Концертном зале имени Чайковского выступит знаменитый пианист и один из лучших интерпретаторов фортепианной музыки Сергея Рахманинова Николай Луганский. Концерт #Рахманинов150 посвящен 150-летию со дня рождения композитора. В программу вошли Шесть музыкальных моментов (соч. 16), Соната №2 си-бемоль минор (соч. 36, 2-я редакция) и Тринадцать прелюдий (соч. 32).
В апреле 2023 года футбольному клубу «Динамо» исполняется 100 лет. В честь юбилея до 28 мая в ГУМе будет работать выставка «Динамо: на все сто!», посвященная истории одного из старейших и самых титулованных российских клубов. В экспозиции собрали архивные кадры футболистов и болельщиков, раритетные предметы экипировки легендарных игроков, награды команды в Кубке и советских чемпионатах. Посетители также смогут увидеть знаменитый автомобиль Льва Яшина — первую Mazda в СССР.
В галерее ГУМ-Red-Line до 20 июня предлагают отправиться в путешествие по удивительным мирам художника Владимира Брайнина, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее Людвига в Кельне, Дрезденской галерее и десятках других коллекций. На выставке «Москва. Открытое письмо» представлены живопись и короткие тексты о том, как образ города складывается из перспектив арок и переулков, деталей лепнины, отражений в лужах. Автор размышляет: «Что такое Москва?» и «Кому принадлежит город?»