Лучшее за неделю
25 апреля 2023 г., 10:08

Анимационная студия «Феникс»: Никогда не знаешь, чего ожидать от аудитории

Читать на сайте
Федор Нечитайло и Лина Килевая
Федор Нечитайло и Лина Килевая Фото: анимационная студия «Феникс»

Ютуб-канал «Феникс Анимация» появился больше десяти лет назад и за это время постепенно перерос в полноценную анимационную студию. Как это получилось?

Федор Нечитайло: В школьные годы я завел ютуб-канал, где снимал обращения для одноклассников, и со временем там появилась моя любительская анимация и каверы песен. Я продолжал записывать видео, у канала появилась аудитория, которая постепенно стала расширяться. В следующие пять лет стало понятно, что из всех форматов мне больше всего нравится анимация. Тогда я начал выстраивать студию, убирать ненужный контент, приблизительно в этот момент мы и познакомились с Линой.

Лина Килевая: В «Феникс» я пришла из студии по созданию компьютерной графики, где работала координатором проектом — что-то вроде помощника продюсера. Мы делали рекламу, графику и титры для «большого» кино. Хоть опыт и был небольшим, в масштабах нашей маленькой студии он оказался полезен. Первым проектом студии «Феникс», в котором я принимала участие, стал мульт-коллаб — анимационный кавер на трек «Кем ты стал?» рэпера Oxxxymiron*.

Изначально я пришла на проект как художник, но со временем Федя разглядел во мне желание организовывать работу и дал проявить себя. Практика анимационных коллабов существует давно: аниматоры-любители объединяются в команды и на чистом энтузиазме делают мультфильм. Каждый отвечает за небольшой отрывок. Это практика анимации и одновременно способ заявить о себе — у таких коллабов много зрителей. Наш коллаб дошел до самого исполнителя. И он поделился кавером на своей странице.

Студия «Феникс» выпускает сериалы и подкасты. Ваша аудитория — школьники средних и старших классов и студенты. Как вы выбираете идеи для своих проектов?

Л.К.: Сейчас мы не запускаем новые проекты — хотим сперва закончить то, за что уже взялись и что полюбилось аудитории. Раньше устраивали питчинг и по итогам решали, сможем ли мы чему-нибудь обоюдно научиться. От автора полагалась идея, сценарий и контроль производства, от нас — ресурсы. Потом мы выкладывали пилотный эпизод и смотрели на реакцию аудитории. В зависимости от нее и принималось решение, продолжать проект или не стоит. Не все зрители довольны этой системой, но на тот момент это было лучшее, что мы могли предложить, чтобы не сосредотачиваться только на одном проекте. Было бы неловко, если бы мы вложили все силы в проект, который по итогу оказался бы не интересен аудитории. Никогда не знаешь, чего ожидать от зрителей — им может понравиться то, на что автор не делал ставок, и наоборот.

Но, даже когда идея проекта оказывалась успешной и аудитория ждала продолжения, мы не могли обеспечить полноценное параллельное производство. Наша финансовая модель не предполагала большие единовременные вливания ресурсов в производство одного большого сезона, мы просто не смогли бы расплатиться со всеми разом и в итоге растягивали продакшн на годы.

Ф.Н.: В этом к нам на помощь пришел онлайн-кинотеатр Okko, готовый приобретать лицензии уже выстреливших и полюбившихся аудитории проектов. В частности, «Дух моей общаги», «13 карт» и «Шурик и Шарик», встреченные аудиторией тепло. Собственно, это то, чего от нас и ждали люди, — фокусировки на самых важных проектах. Okko дал нам такую возможность.

От каких идей вы отказываетесь?

Л.К.: Сейчас — от всех, кроме тех, над которыми уже работаем. На самом деле ответ на этот вопрос меняется со временем. Иногда правильным решением бывает взять веселый, простой проект, иногда у аудитории есть запрос на что-то серьезное. Я бы не сказала, что мы всегда угадываем, это часть процесса — тестировать разные идеи, ошибаться и учиться на своих ошибках. «Шишек» у нас уже прилично, еле успеваем лечить.

Ф.Н.: Важно, чтобы мы совпадали с автором по настроению. И чтобы посыл произведения соответствовал нашим ценностям внутри студии. Мы не всегда транслируем их «в лоб», из-за этого иногда возникает недопонимание с аудиторией. Например, «Дух», казалось бы, поднимает тему смерти, но на самом деле это проект о любви к жизни.

Как вы выстраиваете работу со сторонними заказчиками?

Ф.Н.: Один из основополагающих принципов нашего творчества — открытый доступ к произведениям. Договариваясь о сотрудничестве с Okko, мы постарались сохранить его, насколько возможно, и онлайн-кинотеатр пошел нам навстречу. Поэтому созданные для Okko сезоны «Шурик и Шарика», «Дух моей общаги», «13 карт» через месяц после выхода на платформе появятся у нас на канале. То же самое с нашими комиксами, которые можно как купить, если хочется поддержать студию, так и прочитать онлайн бесплатно.

У нас довольно идеалистическая картина того, как должна функционировать индустрия. Но нам нравится так работать, и нашим коллегам — тоже.

Фото: анимационная студия «Феникс»

Меняет ли что-то в вашей работе сотрудничество с крупными игроками?

Л.К.: На самом деле, довольно большую часть времени мы, по сути, играли во взрослых — строили студию как бы по приколу: а что будет, если мы сделаем так? А если так? Ой, ничего себе, у нас что-то получилось, кажется, надо нанимать бухгалтера... И таким образом плавно начали вливаться в настоящую взрослость — с деловыми переписками по электронной почте, поездками на встречи и строгими дедлайнами, зафиксированными в договорах. По сути, мы с Федей до сих пор одновременно ведем проекты и управляем студией — это тяжело в новых условиях, когда нужно быть везде и сразу, и желательно еще вчера.

Ф.Н.: Okko как игрок постарше очень нам помогает: ребята дают дельные советы, касающиеся принятия серьезных решений. Однако они также прислушиваются к нам — мы вместе разрабатываем маркетинг проектов, серии сериалов остаются практически нетронутыми: мы не вырезаем ничего того, что не вырезали бы сами.

Л.К.: Еще из нового: взаимодействие с аудиторией, скорее всего, слегка изменится. Раньше мы сами снимали дополнительный контент: развлекательные видео, «фильмы о фильме», подкасты с авторами. Это была важная часть имиджа студии — открытость, кто-то даже сказал бы прозрачность. Мы отчитывались обо всех косяках и делились каждой радостью. Но на это уходило много времени тех, кто отвечал и за производство самих сериалов. Сейчас мы сосредоточились на производстве мультфильмов, о чем всегда мечтали. Но и аудиторию мы бросать не хотим. У нас очень преданные и искренние зрители: в офисе студии десятки подаренных на встречах рисунков, мягких игрушек и фигурок, которые ребята делали сами. Мы очень их ценим и не хотим терять контакт. Просто теперь придется придумать более удобную для всех форму общения.

Планируете выходить на более взрослую аудиторию?

Л.К.: Думаю, только гений способен создать что-то для людей старше своего возраста, остальные же ориентируется на сверстников или на кого-то помладше. Но если сериал идет долго, первые зрители успевают подрасти, так что возраст аудитории может быть очень разным.

Ф.Н.: Плюс подросткового контента в том, что в нем может быть несколько слоев — для людей помладше и постарше. Детский контент тоже может быть таким, и среди российских анимационных проектов такие встречаются. А подростковый, как правило, подразумевает такое сочетание. Все-таки подростки — это уже почти взрослые люди, поэтому с ними можно говорить на самые разные темы.

В чем, по-вашему, секрет популярности студии?

Л.К.: Я очень не люблю кричащие заголовки в духе «секрет успеха», «популярность» и так далее. Мне не кажется, что то, что мы делаем, можно как-то однозначно трактовать. Для одних мы — пример для подражания, для других — антипример, как ни в коем случае делать нельзя. Зависит от точки зрения и от точки отсчета. Один проект бывает успешнее другого, и мы не всегда можем с уверенностью сказать почему. Иногда помогает стечение обстоятельств — вышло в нужное время, в нужном контексте. Иногда результатом упорной работы оказывается провал.

Ф.Н.: Я считаю, что от работы надо получать удовольствие. Наивность и авантюризм в творчестве, ответственность и организованность в работе — мы стремимся к этому.

Федор Нечитайло и Лина Килевая
Федор Нечитайло и Лина Килевая Фото: анимационная студия «Феникс»

Если продолжать тему кринжа и личных симпатий — что вам близко по настроению?

Ф.Н.: Мой источник вдохновения — вся продукция телеканала Cartoon Network с 2010-го по 2020-й. Они прекрасно научились делать детский контент для взрослых. В них каждый увидит свое: ребенку понравится экшн, а взрослого затронут этические аспекты. Это и есть тот многослойный контент, о котором я говорил. К тому же я рад, что доминирующие в девяностые и нулевые ситкомы, где упор делался на развлечение, сменились на сериалы, где персонажи взрослеют вместе со зрителем. Короче говоря, стало меньше «вертикальных» сериалов и больше «горизонтальных».

Л.К.: Не поймите неправильно, но меня вдохновляет изучение темы смерти и обрядов, с ней связанных. Не в контексте «кровь, кишки, рубилово», а в контексте окончания какого-то этапа. Во многих культурах обряды взросления, вступления в брак проживались как «маленькая смерть» — окончание одного этапа жизни и начало следующего. А еще культура memento mori незаслуженно забыта в современном мире — мы все куда-то спешим, летим, что-то делаем, но все это бессмысленно, если мы не помним о том, что наше время ограничено. Memento mori хоть и переводится как «помни о смерти», но на самом деле означает «не забывай жить, пока у тебя есть такая возможность».

Еще меня вдохновляет пример художника Эрже — автора комикса «Приключения Тинтина». Он почти не выезжал за пределы родной Бельгии, зато его герой путешествовал по всему миру.

Какие у студии «Феникс» планы на будущее?

Л.К.: Работать!

Ф.Н.: Несмотря на перспективы сотрудничества, в нашем профессиональном пути предстоит еще многое осмыслить и изменить. Пока что мы работаем над теми проектами, что помогает нам создать Okko, а дальше время покажет.

Л.К.: Планы у нас есть, но если наши прошлые ошибки нас чему и научили — так это не обещать, пока не получилось. Пожелайте нам удачи.

Беседовал Дмитрий Елагин

Обсудить на сайте