Магический Лондон. 5 киносказок о британской столице
Именно в Британии в конце VII века был создан «Беовульф» — знаменитая поэма про битву с чудовищами: огромным драконом и страшным великаном Гренделем. Спустя много веков из «Беовульфа» британец Дж. Р. Р. Толкин позаимствовал слово «орк» — и населил орками свою вселенную «Властелин колец».
Именно в Англии в Средние века были придуманы Мерлин, фея Моргана и сэр Гавейн с его врагом — огромным Зеленым рыцарем, всадником без головы.
Именно британцы написали самые знаменитые готические романы. Сидя в доме на берегу Женевского озера в отвратительную погоду (из-за извержения вулкана Тамбора и облаков пепла, закрывших небо, в Европе установился чудовищно холодный климат) Джон Полидори придумал вампиров, а Мэри Шелли в соседней комнате начала сочинять «Франкенштейна». Спустя десятилетия самый знаменитый на свете вампир, граф Дракула из книги Брэма Стокера, избрал Лондон целью своего путешествия, когда решил покинуть Трансильванию.
Льюис Кэрролл, Чарльз Диккенс с его «Рождественской песнью в прозе», Терри Пратчетт… В конце концов, в Британии был придуман самый знаменитый цикл романов рубежа XX и XXI веков — «Гарри Поттер». Великая рассказчица и великий комбинатор Джоан Роулинг смело собрала в своих книгах почти всех героев мировой мифологии: кентавров, ведьм, русалок, эльфов, драконов, орков. Мерлина она превратила в Альбуса Дамблдора, а Пегас стал гиппогрифом. Джоан Роулинг заново приучила современных детей, погрязших в компьютерных играх и комиксах, к чтению литературы.
Неудивительно, что именно Лондон, а не Париж, Нью-Йорк или Москва, стал магическим местом силы в массовой культуре, и именно там разворачивается действие большинства историй, связанных с чародейством и волшебством.
Киновселенная «Гарри Поттера»
Основная часть действия разворачивалась в Хогвартсе, который от Лондона находится достаточно далеко. Но видов столицы Великобритании в фильмах достаточно. В третьей и лучшей картине из цикла, «Узнике Азкабана», выдающийся мексиканский режиссер Альфонсо Куарон устраивает роскошный проезд по городу на заколдованном автобусе «Ночной рыцарь».
«Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007
XIX век. Лондонский брадобрей Бенджамин Баркер потерял жену и дочь, был несправедливо осужден и отправлен в ссылку. Вернувшись через 15 лет сильно помрачневшим, он вновь открывает цирюльню — на сей раз под именем Суини Тодд. Большинству людей, оказавшихся в его кресле, он перерезает горло; из трупов его подружка готовит фарш для пирожков. Макабрический мюзикл Стивена Сондхайма вышел на Бродвее чуть ли не полвека назад, но экранизирован был лишь в 2007-м, причем за дело взялись режиссер Тим Бертон и актер Джонни Депп, словно специально рожденные ради этой истории. Лондон на этот раз — очень страшный. Над ним нависли свинцовые тучи, за преступление здесь могут казнить и ребенка. Получилась сказка для взрослых — страшная и кровавая.
«Рождественская история», 2009
Экранизация новеллы Диккенса о прижимистом мерзком старике, которому в сочельник поочередно явились духи прошлого, нынешнего и будущего Рождества. Вся жизнь промелькнула перед глазами Скруджа, и внезапно выяснилось, что прожил он ее как скотина и помрет как скотина. Но может напоследок исправиться. Весь фильм снят с помощью технологии захвата движения, позволяющей актерам играть множество ролей (хотя и превращающей игровое кино в своеобразный мультфильм). Кэрри изображает тут восемь персонажей сразу. Полеты — то, что больше всего привлекает в кинематографе Роберта Земекиса, и в «Рождественской истории» запоминаются прежде всего моменты, где камера несется над пейзажем, иногда останавливаясь, чтобы выхватить детали. Тут чудесные вступительные титры: камера мчится над викторианским Лондоном, то и дело притормаживая, чтобы заглянуть то в окна богатых домов, то в подвалы, где трудятся повара. Земекис использует любую возможность, чтобы поднять персонажей в воздух и со страшной скоростью перенести их в другое место.
«Приключения Паддингтона», 2014, и «Приключения Паддингтона — 2», 2017
Экранизация замечательной детской сказки Майкла Бонда, ставшей в Англии культовой. Говорящий, очень интеллигентный и обаятельный медвежонок (похожий на Чебурашку не только манерами, но и любовью к апельсиновому мармеладу) едет из Перу в Лондон, попадает на вокзал Паддингтон (в реальной жизни там давно установлена статуя медведя в память о сказках Бонда), потом — в лондонскую семью, где к нему начинают относиться как к приемному ребенку. Мешает всеобщему счастью только злобная таксидермистка (Николь Кидман), мечтающая превратить лапушку Паддингтона в чучело. Но ничего у нее не получится.
«Бюро магических услуг», 2023
Юный волшебник, который еще не подозревает о своем даре, устраивается на работу в очень странную фирму, которой руководят немного инфернальные дяди (Кристоф Вальц и Сэм Нил). Парень поначалу даже не очень понимает, чем там занимаются — вроде как помогают людям осуществлять их заветные желания. Очень скоро он поймет, что возможности конторы огромны и что у него самого есть кое-какие способности. А потом начнет подозревать, что плата за выполнение желаний, которую берут с лондонцев, очень высока… Яркая, разноцветная картина по роману Тома Холта (он написал целую серию книг о фирме J. W. Wells & Co.) формально — австралийский фильм, но съемки шли в Лондоне. Город снова предстает во всей своей красоте и великолепии.
Автор: Юрий Берсенев