6 книг, чтобы начать разбираться в музыке
«Библейские мотивы: Сюжеты Писания в классической музыке», Ляля Кандаурова
Тысячи музыкальных произведений посвящены библейским сюжетам: поиск и самопожертвование, любовь и грех, доверие и предательство. К этим темам обращались Штраус, Перселл, Шуберт, Стравинский, Шуман и многие другие композиторы, каждый из которых выстраивал собственные взаимоотношения с текстом Священного Писания.
Музыкант и журналист Ляля Кандаурова собрала главное из того, что вдохновляло музыкантов не протяжении шести столетий, отметив известных композиторов и отдельно выделив тех, чьи произведения по разным причинам остались без внимания. Этот свежий взгляд позволит больше узнать об истории мира, усвоить главные сюжеты религиозного искусства, начать слышать их в музыке и познакомиться с новыми именами, затерявшимися на фоне ярких звезд.
«Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект», Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе
Музыка сильно влияет на наше настроение и в некоторых случаях может стать лекарством для души. Но что именно происходит в голове во время прослушивания тех или иных композиций? Почему дети понимают эмоциональное содержание речи раньше смысла? И что такое «эффект Моцарта»?
На эти вопросы отвечают норвежские нейробиологи и музыканты Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе. В своей книге они показывают путь, который проходит музыка, преображаясь из звуковой волны в эмоцию, и с помощью исследований объясняют связь между музицированием, повышенным IQ и сниженным риском деменции.
Вы не только узнаете, как музыка влияет на организм человека, но и научитесь подбирать плейлисты на все случаи жизни — от занятий спортом до романтического свидания и погружения в работу или учебу.
«Полчаса музыки: Как понять и полюбить классику», Ляля Кандаурова
Увлекательный взгляд на историю классической европейской музыки поможет воспринимать ее не только с позиции нравится/не нравится, но и обращать внимание на все то, что часто остается за кадром: от автора до структуры отдельных композиций.
Каждая глава — короткое эссе о ключевом для эпохи музыкальном произведении, помещенном в исторический контекст для лучшего понимания музыки или первого знакомства с ней. К примеру, автор объясняет, что значил орган для французских композиторов и почему сочинения Брамса, на первый взгляд, лишены внешнего обаяния, но служат одним из кирпичиков фундамента, на котором покоится европейская музыка (наравне с Бахом и Бетховеном).
Бонус: по куар-кодам в книге можно запускать музыкальные сочинения и слушать их одновременно с чтением. Такое «комбо» позволит воспринимать их более полно и глубоко.
«Череп Бетховена: Мрачные и загадочные истории из мира классической музыки», Тим Рейборн
Некоторые композиторы XIX века верили, что после девяти написанных симфоний автора ждет неминуемая смерть. Странное суеверие базировалось на творчестве Бетховена, Шуберта и Брукнера — все они завершили лишь девять музыкальных произведений для оркестра. Густав Малер пытался снять «проклятие», назвав девятую симфонию «Песнь Земли» и не присвоив ей номера, и успел сочинить еще одну, но после умер. А русский композитор Глазунов не стал заканчивать девятую симфонию и прожил еще 26 лет. Было ли это совпадением? Решайте сами.
В книге музыканта Тима Рейборна история классической музыки показана с нетипичной стороны — через странные и пугающие случаи, невероятные поступки и инциденты из жизни композиторов. Одни рассказы дошли до нас в дневниках музыкантов, другие выросли из городских легенд, но все они помогают лучше разобраться в истории западноевропейской музыки.
«На музыке: Наука о человеческой одержимости звуком», Дэниел Левитин
Продюсер Дэниел Левитин профессионально занимался звукозаписью и играл в рок-группе, но со временем обратился к науке и стал профессором психологии и поведенческой нейробиологии в канадском университете. Ему хотелось проникнуть в глубины человеческого мозга, чтобы понять, в какой его части рождается творчество, можно ли контролировать этот процесс и почему одни песни остаются популярными у нескольких поколений слушателей, а другие — лишь мимолетными «летними хитами».
В своей книге Левитин разбирает, как музыканты подбирают аккорды и ритм, чтобы вызывать у слушателей сильные эмоции — от слез и трепета до умиротворения и даже скуки, показывает, как нейроны «отзываются» на ноты, и объясняет, почему наслаждаться музыкой могут даже люди, лишенные музыкального слуха, ведь и в баскетбол не все играют как Шакил О’Нил.
«Как читать рэп», Пол Эдвардс
Рэп требует музыкальной подкованности, начитанности и смелости, чтобы упаковать в хитовый припев актуальную повестку, личную позицию и пару-тройку смысловых слоев вдобавок. Эта книга будет полезна в первую очередь тому, кто хотел бы написать трек, который пользователи будут не раз переслушивать на репите.
Журналист Пол Эдвардс взял интервью у Нелли, Уилла Ай Эм, Эзопа Рока, группы A Tribe Called Quest и еще сотни МС, чтобы узнать, как придумать панчлайн, который сразит слушателя, и какие навыки требуются в сочинении рэпа. Книга получилась живой и легкой: цитаты музыкантов звучат как персональные советы для всех, кто задумывается о карьере эмси.