Лучшее за неделю
5 февраля 2023 г., 10:00

Марина Москвина: «Золотой воскресник». Подслушанные истории

Читать на сайте
Слева: обложка книги; справа: Марина Москвина
Слева: обложка книги; справа: Марина Москвина Издательство: «Редакция Елены Шубиной». Фото: Юрий Машков / ТАСС

— Я имела неосторожность, — сказала мне Дина Рубина, — вывалить все свои байки, которые я накопила за целую жизнь, в книжку «Больно, когда смеюсь». Теперь на выступлениях я вынуждена просто читать свои рассказы, потому что все уже всё знают и читали.

— Так, значит, не надо этого делать? — спрашиваю. — А я как раз именно этим сейчас и занимаюсь: вываливаю все свои байки…

— И правильно делаешь! — горячо воскликнула Дина. — Публика это обожает!

***

Пять раз пришлось мне сдавать на факультете журналистики «Божественную комедию» строгой Ванниковой — и всякий раз, пытаясь классифицировать круги ада, я приводила ей слова великого Данте Алигьери о любви, что движет солнца и светила, а заодно и строки Шиллера о божественной радости, чья власть связует свято все, что ныне врозь живет… Пока на пятый раз она мне не сказала:

— Москвина, если я еще раз услышу от вас о любви, что движет солнца и светила, я напишу докладную Засурскому.

***

Мои родители долго собирались, наконец, засели за письмо друзьям в Париж, чудным старикам Клоди и Андре Файен.

— «Здравствуйте, Клоди и Андре!…» — начал Лев.

— А Андре-то жив? — засомневалась Люся. — Что-то он болел последнее время…

— Но ведь нет сведений, что он умер…

— Ага, тогда так, — сказала Люся. — «Здравствуйте, Клоди и Андре, если ты жив…»

***

Юрий Никулин дружил с моим дедом Степаном Захаровым, в поселке Кратово он частенько заходил в гости вечерами гонять чаи (и не только чаи!). Степан был большой хохмач и шутил напропалую над всеми, невзирая на лица. Рыжий, конопатый, хромой, сам себя дед называл мордоворотом. «Я иду, а на меня все морды воротят», — с гордостью говорил он.

***

Увидев нас с маленьким Серегой в цирке на Цветном (зашли к нему в кабинет по старой дедовой дружбе) — Юрий Никулин воскликнул:

— Значит, ты, рыжик, правнук Степана Степаныча? Вижу породу! Это ж мировой был мужик! А выпить любил!

И мне — доверительно:

— В нем есть что-то наше, клоунское, если что — позвони, я составлю протекцию...

***

Юрий Никулин подарил нам свою фотографию и подписал: «Марине и Сереже на добрую память». 

Да еще нарисовал автопортрет!

А чтобы Лёне Тишкову было не обидно, я по дороге домой шариковой ручкой вписала «и Лёне» — никулинским почерком…

***

В Доме творчества, обдумывая финал своей пьесы про летающего крокодила, решила посоветоваться с поэтом Григорием Кружковым.

— Он должен чем-то пожертвовать, чтобы взлететь. Возможно, своим хвостом, — сказала я.

— Ни в коем случае, — ответил Гриша. — Довольно того, что он пожертвовал своим реноме

***

— Как бы мне найти слова, — спросила я у Кружкова, — чтобы не сказать ничего определенного?

— Если ты хочешь ничего не сказать, — ответил Гриша, — то лучше тебя этого никто не сделает.

***

В Сургуте, выступая в детском доме, показала ребятам фотографию гигантского Будды в Камакуре.

— Кто это?

Молчание.

Вдруг одна крошечная девочка в последнем ряду еле слышно сказала:

— Это Будда.

— Почему ты так решила?

— Сама не знаю, — ответила она.

***

Летим в Прагу на книжную ярмарку. В аэропорту Домодедово в кофейне сидит Андрей Георгиевич Битов. Я устроилась поодаль и наблюдаю, как он бросил сумку на полу возле столика — у него был кожаный портфель на длинном ремешке, видавший виды, — и ушел в книжный магазин, купил несколько толстых книг и минут через двадцать вернулся. В аэропорту! Это показалось мне величайшим актом доверия человечеству.

***

Художник Тишков — расцветающему бутону:

— Вот ты из нас единственный, кто знает, чем занимается… 

***

В Доме творчества в кои-то веки вышел на ужин сосед по столу, художник.

— Неделю, — говорит, — из номера не выходил — рисовал. Ел пряники, селедку. А тут все запасы кончились, даже хлеб.

— А что вы рисовали?

— Я? Портреты.

— Маслом?

— Зачем? Карандашом. Красками рисуют те, кто карандашом не умеет рисовать.

— А чьи портреты?

— С фотографий.

Дальше я не стала спрашивать.

***

— У меня племянник в деревне живет, — он мне рассказывал. — Ест один раз в день. В пять встает, в шесть ест суп. Там у него все, в этом супе: рис, морковка, пшено, зелень, курица. Поест один раз — до следующего дня хватает. Вот с кого пример надо брать.

Восемьдесят лет — ни одной болячки. Здоровье лучше, чем у меня в шестьдесят. И — ни одного седого волоса. 

Меня удивило, что племянник старше своего дяди на двадцать лет, но я и тут не стала задавать лишних вопросов.

***

В ДК «Москворечье» на джазовом концерте, где импровизировал Курехин, бил в барабаны Тарасов, дул в диджериду, мундштук валторны и флюгельгорна Аркадий Шилклопер, пел Старостин и на двух саксофонах разом играл Чекасин, я впервые увидела композитора Михаила Альперина. Он вышел — чернобородый, в соломенном шлеме, зеленых носках, красной рубашке. Кто-то крикнул:

— Ребята, «толстое» время началось!

Альперин был в ударе, он играл на рояле руками и ногами, он играл всем, что имел. И как играл! Стоит ли говорить, что знакомство с Мишей вдохновило меня на книгу «Моя собака любит джаз».

Приобрести книгу можно по ссылке.

Обсудить на сайте