От Рахманинова до Шумана: фестиваль молодых исполнителей в «ГЭС-2»
Фестиваль Pianissimo существует уже шесть лет. Его цель — познакомить слушателей с молодым поколением музыкантов в новых для академической музыки пространствах. Сотрудничество с Домом культуры «ГЭС-2» началось минувшим летом, когда фестиваль впервые прошел в Москве и стал одним из заметных событий столичного музыкального сезона. В зимнюю программу вошли выступления наиболее заметных представителей нового поколения отечественной и зарубежной фортепианной сцены: Валентина Малинина, Николая Кузнецова и Георгия Мазурова (Россия), Арио Сгрои (Италия), Армена Пучиняна (Армения) и Риса Консессао (Великобритания). Пианисты исполнят произведения Жоржа Бизе, Сергея Прокофьева, Александра Скрябина, Эдварда Грига, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Йозефа Гайдна и многих других великих композиторов. Специально для «Сноба» шесть участников фестиваля рассказывают о своем опыте, зрителях и любимых произведениях.
Рис Консессао
Сингапур
Чаще всего мои концерты посещают поклонники классической музыки и профессиональные музыканты. Самые необычные выступления связаны с благотворительными инициативами. Так, я выступал для людей, далеких от музыки, на концерте фонда Ланг Ланга (Международный музыкальный фонд, который основал китайский пианист-виртуоз Ланг Ланг. — Прим. ред.) Но самая интересная публика, перед которой я выступал, была в зале NCPA в Мумбаи. Сольный концерт был организован музыкальным фондом Мехли Мехта, который продвигает западную классическую музыку и музыкальное образование для детей в Индии. На концерте было много детей. Большинство из них вообще впервые были на фортепианном концерте.
При составлении программы концерта я думаю прежде всего об интересах и вкусах своей публики. Каждое мое выступление — это эмоциональное сообщение аудитории. Например, на своем сольном концерте для фонда Мехли Мехта я исполнил произведения Листа, Шопена и Капустина. Я чувствовал, что произведения этих композиторов понравятся серьезной концертной публике и смогут заинтересовать совсем юную, неискушенную аудиторию. Мне также нравится учитывать тональность каждого произведения и смотреть, смогу ли я связать части программы между собой, чтобы они сложились в целостное повествование.
Я обнаружил, что произведения, которые больше всего люблю исполнять, продолжают меняться по мере того, как я изучаю новый репертуар и новых композиторов. Сейчас у меня нет одного конкретного произведения, которое я люблю играть больше остальных, но мне нравится музыка поздней классической и романтической эпохи. Одна из причин, по которой я решил учиться в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, — мой интерес к русскому репертуару. Я очень люблю слушать и исполнять произведения Рахманинова, Чайковского и Прокофьева. В свою программу для фестиваля Pianissimo я включил произведения, за которыми стоит личная история. Я выучил «Экспромт для фортепиано» Шуберта, когда был в гостях у бабушки и дедушки в Индии. Дедушка очень поддерживал мою мечту стать концертирующим пианистом. Во время этого визита он сидел на диване рядом с фортепиано и слушал, как я репетирую для предстоящего сольного концерта. К сожалению, он скончался от рака несколько месяцев спустя, и эти экспромты были последними произведениями, которые он слышал в моем исполнении. С тех пор они наполнены моими воспоминаниями об этой поездке и продолжают связывать меня с последними воспоминаниями о дедушке.
Армен Пучинян
Ереван
На мои концерты ходит интеллектуальная молодежь, что не может не вдохновлять. Студенты консерватории, ученики музыкальных школ, любители классической музыки, официальные лица, послы. У меня было много выступлений на серьезных концертных площадках Армении и зарубежных стран. Недавно я выступал в Резиденции ЮНЕСКО в Париже (La maison de l’Unesco) по случаю 30-летия членства Армении в этой организации, в тунисском городе Джерба в рамках 18-го саммита Франкофонии, где присутствовали президенты Армении, Франции, Туниса и Канады. Конечно же, я чувствую большую ответственность, но все же в большей степени — воодушевление. Концерты проходят в разных местах и на разных площадках, и, естественно, аудитория тоже бывает разной, но объединяющим моментом является любовь к классической музыке.
При составлении программы я всегда долго советуюсь с моими профессорами, и только после того, когда мы приходим к единому мнению, составляем программу. В основном она основана на моих чувствах и переживаниях на данный момент, и это дает ясное понимание, какое произведение я смогу лучше и выигрышнее исполнить на концерте.
Если пришлось бы выбирать лишь одно произведение из моего репертуара, я бы остановился на четвертой балладе Шопена. Она лучше всего отражает мое душевное состояние и сейчас ближе и уму, и сердцу. Хотя с каждым произведением у меня образуется особая связь — это могут быть и истории, и новые мысли, и чувства. Интересно, что близкие и хорошо знающие меня люди говорят: если сравнивать меня с какой-нибудь композицией, то это Прелюдия до-диез минор Рахманинова, потому что она похожа на мою душу и характер. Это одно из моих любимых произведений, которое я планирую включить в программу Pianissimo. А то, что оно будет исполняться на родине Рахманинова, сделает его более эмоциональным и глубоким.
Валентин Малинин
Нижний Новгород
Особенно близкие мне люди — друзья, педагоги (разумеется, большинство из них сами музыканты) — стараются не пропускать ни одного моего значительного концерта. Но есть среди зрителей и те, кто не имеет к музыке никакого отношения. Как-то раз, например, мне написал совершенно незнакомый человек и рассказал, что после моего концерта очень заинтересовался классической музыкой и теперь даже сам планирует учиться играть на музыкальном инструменте. Такие истории особенно воодушевляют.
Я всегда тщательно продумываю концепцию концерта: анализирую, что я сейчас хочу сказать своему слушателю, как и в каком формате, выбираю лучшие комбинации из огромного числа интересных произведений, которые есть в репертуаре, стараюсь играть не только популярные и любимые всеми сочинения, но и новую, малоизвестную музыку. Конечно, не обходится без препятствий. Сколько раз было такое, когда организаторы концертов ограничивали выбор только «рейтинговыми» произведениями известных композиторов, таких, например, как Шопен, Рахманинов, Чайковский, и даже к не самым популярным пьесам тех же авторов относились с настороженностью. Не говоря уже о новых композиторах, которые не на слуху, но не менее гениальны и достойны исполнения. Приходится всегда уговаривать включить в концерт что-то новое, настаивать, аргументировать. Когда-то это удается, но зачастую консерватизм менеджеров концертных площадок побеждает. В этом, конечно, большая проблема современного музыкального мира России: на афишах всегда одно и то же. Хотя публика как раз очень рада новому и неожиданному. И очень приятно, что на фестивале Pianissimo — полный репертуарный карт-бланш! Начну я с собственных сочинений, одно из которых так и называется: Pianissimo (совершенно случайное забавное совпадение). Потом прозвучат соната Альбана Берга — самое первое его сочинение, в стиле позднего экспрессионизма, «Серенада призрака» Энрике Гранадоса из цикла «Гойески», написанного по мрачным картинам великого испанского живописца Франсиско Гойи, четвертая соната Скрябина с «темой звезды» (о чем, как не о звезде, играть накануне Рождества?), «Сарказмы» Прокофьева (лучшее его фортепианное сочинение, на мой взгляд), и в самом конце концерта — знаменитая бетховенская «Аппассионата».
Яркие и ценные воспоминания для меня связаны с музыкой композитора Александра Локшина. Услышав ее впервые еще в 2019 году во время учебы в ЦМШ, перед Московским международным конкурсом пианистов Владимира Крайнева, я был в огромном художественном потрясении и решил на конкурсе обязательно сыграть одно из его фортепианных сочинений — «Прелюдию и тему с вариациями». И впоследствии старался исполнять его как можно чаще. Особенно сильный интерес оно вызвало у литовской публики, когда я играл на Вильнюсском фестивале «Православное Рождество в Литве». Из всей программы, состоящей из Баха, Скрябина, Мендельсона, слушатели выделили именно Локшина, что мне было, конечно, безумно приятно. А два года спустя, в сентябре 2022-го, вопреки многим препятствиям сбылась моя мечта: в Рахманиновском зале консерватории, в день рождения Локшина, мне удалось организовать большой концерт его памяти, на котором я сыграл ранние Вариации для фортепиано 1953 года. Также в рамках этого вечера состоялась российская премьера его 9-й симфонии и премьера фортепианного квартета моего собственного сочинения под названием «Четыре апокрифа в духе мессы». В зале присутствовал сын композитора, Александр Александрович Локшин, ныне профессор МПГУ. Несмотря на то что вся музыка была достаточно сложной для восприятия, слушатели тепло и восторженно принимали музыкантов. Я очень горжусь, что исключительно своими силами мы вместе с другими студентами-энтузиастами смогли на самом высоком уровне провести крупный проект по возрождению музыки гениального композитора. Таким образом оба фортепианных произведения Локшина прочно вошли в мой репертуар.
Николай Кузнецов
Москва
Мои концерты открыты абсолютно для любой аудитории. Классическая музыка доступна и понятна всем. Она способна тронуть сердца даже самых далеких от искусства людей. Но если говорить о том, кого чаще можно увидеть на моих концертах, то это те, кому интересна культура, искусство и живой энергетический обмен в зале.
Программу концерта я стараюсь всегда сделать интересной, разнообразной, контрастной и, самое главное, гармоничной и мелодичной. Для меня мелодия — это главное в музыке, поэтому в свои концерты я редко включаю музыку современных композиторов, которые иногда трудно воспринимаются большинством слушателей.
Также для меня желательно знать, перед какой аудиторией предстоит выступать и в каком зале. Это могут быть совсем маленькие дети, глубоко пожилые люди или молодые ребята. А зал может быть с очень сухой или, наоборот, гулкой акустикой. Хорошо, если приходится выступать в зале, в котором уже когда-то играл, — в таком случае мне довольно легко понять, какую программу я исполню, и, как правило, я всегда угадываю. Сложнее выступать в новых для себя местах. Но одно я знаю точно: поистине удивительные мелодии всегда бьют в точку и могут звучать практически в любых местах и на любых инструментах.
Георгий Мазуров
Москва
Я считаю, что музыка — искусство, которое должно быть доступно и понятно всем. В связи с этим моя публика — это не только искушенные слушатели-профессионалы, но и, к великому счастью, люди, которые в той или иной степени имеют желание соприкоснуться с этим великим искусством. Мое же дело — в общении с композитором посредством игры на рояле поговорить и со слушателем без слов...
Новую программу я всегда собираю с наслаждением — после окончания учебного года погрузиться в это занятие очень приятно. Многие произведения впоследствии входят в «Золотой репертуар пианиста». Я не ставлю себя в какие-то рамки при выборе произведений, часто набор происходит спонтанно. Но никогда составление программы не обходит стороной моего самого любимого композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Выбор произведений начинается именно с этого автора.
Если бы мне сказали, что я имею право всего лишь на единственный концерт в жизни, я бы остановил выбор на Третьем фортепианном концерте Рахманинова. Это сочинение совершенно особенное для меня. Моя главная мечта на настоящий момент — сыграть этот концерт в Карнеги-холле и Концертном зале имени Чайковского.
Арио Сгрои
Милан
Я рад, когда на мои концерты приходят самые разные люди. Конечно, часто в зале присутствуют мои родители и друзья, но мне всегда интересно встречать новых людей. Некоторые из них, как и я, — студенты музыкальных вузов, но есть и взрослые, которые хотят познакомить своих детей с классической музыкой, и люди зрелого возраста. Последние часто — самая лучшая публика: они смотрят на тебя восхищенными глазами и наслаждаются музыкой, не критикуя.
Моя программа полна романтизма: Шуман, Лист, Клара Вик. Конечно, я выбрал этих композиторов, потому что чувствую себя увереннее всего, исполняя их музыку, особенно Шумана. В каком-то смысле именно благодаря его безумию его музыка особенно мне близка: исполняя его сочинения, я могу дать волю эмоциям, не боясь, что перегну палку. Мне нравится возможность продемонстрировать две разные личности, исполняя «Танцы давидсбюндлеров». На Pianissimo я впервые буду исполнять это сочинение Шумана публично и думаю, что надолго запомню и само произведение, и повод, благодаря которому выступление стало возможным.
Если продолжать тему музыки, с которой связаны мои сильные личные переживания, пожалуй, я назову Фантазию-экспромт до-диез минор Шопена. Я помню, как это кажущееся невозможно трудным для исполнения сочинение играла на конкурсе моя подруга, когда нам было по 12 лет. После этого я тоже начал его разучивать: я был убежден, что если мне удастся его осилить, значит, я способен справиться с самым сложным фортепианным произведением в истории классической музыки. Я и сейчас не забыл его и высоко ценю, но думаю, что играл сочинения и посложнее.
Подготовила Варвара Маслова