А может, все было наоборот? О постановке «Когти в печень (никто не вечен)» в театре «Практика»
Авторское определение жанра спектакля «Когти в печень (никто не вечен)» — комедийный комикс-фантасмагория. С этим не поспоришь, но хочется упомянуть еще один жанр — герметичный детектив. Это когда все герои помещены в замкнутое пространство, которое невозможно покинуть. Если еще сильнее конкретизировать ассоциацию — «10 негритят» Агаты Кристи. На острове заперты люди, их собрали здесь за прошлые прегрешения, которые никто из них не готов признать.
Пьеса Юрия Клавдиева, а вслед за ней и спектакль Сергея Карабаня построены примерно по той же логике. Руководители интерната оказываются заперты в комнате, полностью уверенные в том, что происходящее — бытовое недоразумение. По мере развития событий становится понятно: это наказание. Они расплачиваются за жестокое обращение с детьми, за то, что врали им, за доведение до самоубийства и отказ принять на себя ответственность. Только месть эта не бытовая. В тексте Клавдиева мистика проступает то тут, то там, превращая текст в абсурдистский триллер. А в спектакле театра «Практика» околомистическая фантастика — практически отдельное действующее лицо.
Мария Смирнова, художник спектакля, выстроила два антагонистических мира. Стильной, минималистичной выгородке в стиле IKEA — кабинету директора Саклаковой (Анастасия Великородная), где все герои и заперты, — противостоит пестрый и броский мир комиксов, где добро и зло четко разделены. Максималистские борцы за справедливость могли появиться только в такой эстетике. Режиссер Сергей Карабань продолжил эту линию через актерскую игру: «подсудимые» руководители играют комедийный сериал, похожий на реальность и далекий от нее одновременно, как и положено работам вроде «Друзей» или «Офиса». С точки зрения бытовой логики, героев можно понять: они последовательно и убедительно излагают свою версию произошедшего. Совершенно не раскаиваясь. Но представители виртуального мира сильнее располагают зрителя к себе благодаря требованиям руководствоваться гуманистическими ценностями и желанию справедливости. Режиссер переманивает зрителей в лагерь «Мстителей». Они нарочито гротескны: Полина Повтарь и Владимир Канухин — в ролях бывших учителей, которые приняли сторону виртуальной справедливости, — играют аватары, а не персонажей и тем более не людей. Артисты одеты как косплейщики, произносят текст безэмоционально, интонационно следуя его мелодике, двигаются плавно, бесконечно повторяя запрограммированные паттерны. Они часть фантасмагорического мира.