Научный эдьютейнмент: как вытащить детей из гаджетов
Термин «эдьютейнмент» образовался из двух английских слов: education (образование) и entertainment (развлечение). Он означает простую и понятную даже взрослым вещь — внедрение в процесс обучения элемента игры. Примеров эдьютейнмента существует много: интерактивные музеи, развивающие мультфильмы, научные шоу и даже бизнес-тренинги, где участникам нужно выполнять какие-либо задания, соревноваться друг с другом. На самом деле внедрить эдьютейнмент можно практически куда угодно, даже в школьные занятия.
Конкуренция с медиа
Еще 15 лет назад у детей не было такого разнообразия увлекательных занятий, как сейчас: по телевизору мультики показывали в определенное время, на телефонах получалось поиграть лишь в змейку или тетрис, встречи с друзьями тоже не длились вечно. Чтобы получить ответ на какой-либо вопрос, было невозможно просто выйти в интернет и за секунду найти все что угодно. Единственным звеном, связывающим людей и информацию, долгое время оставались книги. Они же служили и развлечением. Сейчас игры и учеба стали абсолютно противоположными вещами — в школьных стенах для обучения используют все те же бумажные издания, а вот мир интересного контента изменился до неузнаваемости: в сети в открытом доступе лежат тысячи мультиков, а в шкафах у детей — столько игрушек, что класть новые уже некуда. Да что уж там, зачастую ребенок учится разблокировать iPad и заходить в YouTube раньше, чем начинает писать и читать.
В итоге увлекательный контент завладевает умами детей, а школе предложить взамен совсем нечего. Если не подстраиваться под современные реалии, победить нескончаемое количество мультиков невозможно. Здесь на помощь и может прийти эдьютейнмент. Чтобы удерживать внимание учащихся на уроках, стоит внедрять в занятия привычные для современных детей механики с элементами геймификации. Например, вместо зубрежки скучных параграфов делить ребят на группы и устраивать соревнования, кто предложит лучшее решение. Пусть они зарабатывают баллы, открывающие доступ к подсказкам или следующим заданиям. Элемент соперничества всегда повышает мотивацию. На уроках физики стоит показывать больше экспериментов, чтобы школьники видели действия законов воочию. Важно не усложнять процесс получения знаний, а делать все, чтобы увлечь детей. Только так они будут ходить на занятия с удовольствием.
Связь настроения и получения информации
Ученые не раз исследовали, как настроение влияет на учебу и работу. Итог у таких экспериментов чаще всего один: скука и раздражение рассеивают внимание, из-за чего человек усваивает информацию гораздо хуже. Увлеченный школьник или сотрудник, напротив, может сохранять интерес к своему делу долгое время. Настроение влияет и на оперативную, и на долгосрочную память. Вспомнить информацию, во время запоминания которой участвовали эмоции, гораздо проще.
Еще один фактор, на который воздействует настроение, — мотивация. Когда ребенку скучно, он ее теряет. Также этот показатель падает, если задача для ученика оказывается слишком простой или очень сложной. Еще важно отметить, что люди в хорошем настроении в целом готовы к открытиям, а негативные эмоции не просто мешают воспринимать новую информацию, а зачастую и вовсе блокируют ее. Выходит, с помощью эдьютейнмента дети не просто не будут отвлекаться во время уроков, но и смогут лучше запоминать пройденный материал.
Способ развить любознательность
Чтобы ребенок не заскучал, сидя над учебником физики или химии, важно заранее развить в нем любознательность к окружающему миру. Если к тому моменту, когда в поле зрения школьника появятся сложные формулы и названия различных элементов, он будет знать, почему возникают те или иные явления, учиться будет проще и интереснее.
Привить дошкольнику любовь к науке можно несколькими методами — все они, конечно, связаны с эдьютейнментом. Во время совместных занятий задавайте ребенку вопросы: например, что такое давление; почему батареи устанавливают над полом, а не под потолком; от чего возникает северное сияние. Экспериментируйте вместе: чаще, чтобы понять, как работает определенный закон, лучше один раз увидеть его в действии, чем сто раз о нем услышать.
Скачайте ребенку развивающую игру на смартфон вместо развлекательной, подберите подходящие по возрасту обучающие каналы на YouTube и посещайте увлекательные мероприятия. Мы, например, организуем «Научные елки» для разных возрастов: дети от трех лет вместе с Дедом Морозом изучают планеты Солнечной системы и участвуют в завораживающих экспериментах — такие активности могут вдохновить на новые открытия и послужат дополнительным источником мотивации для познания мира. В целом, главное в обучении ребенка — вовлекаться в процесс и показывать свою заинтересованность. Тогда все точно получится.