Лучшее за неделю
16 декабря 2022 г., 18:52

Художественный бунт. Как нейросети могут оставить художников без работы

Читать на сайте
Картина, созданная нейросетью Botto
Картина, созданная нейросетью Botto Фото: Botto

Почему протестуют художники

На площадке ArtStation вспыхнул настоящий бунт: иллюстраторы и художники требуют ограничить доступ к сервису для нейросетей. Авторы публикуют изображения с перечеркнутыми буквами AI (англ. «искусственный интеллект») и подписью: NO TO AI GENERATED IMAGES, что означает «нет изображениям, сгенерированным искусственным интеллектом». 

Художники беспокоятся, что нейросети заберут у них работу. На ArtStation авторы публикуют свои портфолио, чтобы заказчик мог выбрать понравившегося автора и заказать у него иллюстрацию. Генерация изображений при помощи нейросети ускоряет процесс создания работы и делает его более дешевым. Художники стали бояться потерять работу и остаться без заработка.

Более важный вопрос для художников связан с авторскими правами. Искусственный интеллект берет уже существующие изображения, совмещает и обрабатывает их, после чего выдает обновленную картинку за оригинал. Некоторые нейросети оставляют подписи авторов на рисунке (на одном изображении их может быть сразу несколько), в некоторых предложениях, где используется искусственный интеллект, пользователям рекомендуют указывать под картинкой, что она создана при помощи нейросети. Однако у авторов исходных рисунков нет возможности проследить за будущим своих работ или получить вознаграждение за эксплуатацию рисунка — использование авторских прав в случае с технологиями нейросетей пока никак не регулируется.

Нейросети изучают человеческий интеллект 

В 1947 году математик Алан Тьюринг заявил, что миру «нужна машина, которая учится на собственном опыте». Буквально через 9 лет четверо молодых ученых из США провели конференцию в Дартмутском университете, которую возглавил Джон Маккарти, и продолжили дело Тьюринга. Их встречу назвали Дартмутским семинаром, на котором, по мнению американского профессора Джеймса Мура, хотели «заложить основу для лучшего понимания человеческого интеллекта».

К началу XXI века разработчики начали массово внедрять нейросети во все сферы жизни как помощника, который способен упростить жизнь человека: компьютерные программы защищают банковские карты от мошенников, а роботы, которые созданы на основе искусственного интеллекта, заменяют людей на опасных производствах. Но не всегда искусственный интеллект приносит благо: в Китае, по мнению журналистов, нейросети используют для слежки за гражданами. Кроме того, в 2019 году компания IBM заявила, что 120 миллионов человек в ближайшие годы будут вынуждены пройти переподготовку, чтобы сохранить работу, а до 2030 года каждое третье рабочее место может стать автоматизированным.

Что говорят художники о нейросетях 

Художников беспокоит не только отсутствие правового регулирования изображений нейросети или рост конкуренции на рынке за счет новых технологий, но и непонимание того, как дальше будет развиваться искусственный интеллект в творческой сфере. «Это банальный страх новой программы, которая способна самообучаться и совершенствоваться. Многие художники работают по системе подбора разных изображений и составления из них одного образа. Некоторые используют фотографии: вырезают нужные детали, обрабатывают их, изменяют и получают нужный результат. Сегодня искусственный интеллект делает то же самое, но быстрее: за минуты и даже секунды. Человеку для этого нужны сутки, иногда недели, и те, кто использует такой способ работы, понимают, что их профессии пришел конец», — рассказал «Снобу» концепт-художник Дмитрий Клюшкин.

С точки зрения качества итоговой работы нейросеть еще не готова полностью заменить человека, а сам процесс работы требует управления со стороны художника, рассказала «Снобу» иллюстратор Мария Вышинская: «Это инструмент, и художник в любой области может научить сеть генерировать изображения. Потом сам процесс генерации изображения — это тоже наука, все можно сделать по-разному. Автору нужно учиться формулировать свой запрос, чтобы использовать инструмент в своей работе максимально выгодно. В итоге получается изображение, но в любом случае его придется дорабатывать до необходимого результата. Вне зависимости от того, кем изображение создается — человеком или машиной — есть стандарты качества, и пока нейросеть не может выдавать того результата, который требуется от той или иной сферы».

Кроме того, нейросети не способны заменить творческую составляющую, объясняет художник Иван Плющ: «Я считаю, что искусственный интеллект — это инструмент, который не сможет уничтожить искусство, потому что оно заключается не в технике, а в смысле. Искусственный интеллект не дает смысл, он дает визуализацию. И в своих проектах я, например, использовал его как соавтора, который помогал раскрыть смысл работы». 

Кроме того, Иван Плющ считает, что авторские права в цифровых изображениях подвергаются такому же риску, что и картины на холстах: «Новые технологии добавляют возможность свистнуть чужую идею или чужой визуальный ход. До появления таких развитых технологий художники также подсматривали наработки и использовали их. Но плагиат было сложно вычислить, поэтому о нем мог никто не узнать». 

Юристы в России говорят, что на изображения нейросети авторские права не распространяются. Однако суд все-таки может приравнять саму эксплуатацию изображения, но не его концепции, к пользованию чужим имуществом. Законов, которые определяют, кому и в каких случаях принадлежит авторское право на картинку, пока нет как в России, так и в других странах. Однако суды уже рассматривают дела, связанные с нейросетями: в Австралии, например, группа художников обвиняет приложение для обработки фотографий при помощи искусственного интеллекта в краже контента. 

Подготовил Петр Бузлаев

Видео Zoomer News: дизайн квартиры от нейросети

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Обсудить на сайте