Почему дети плохо учатся
Давайте вспомним школу и попробуем ответить на вопрос: знаете ли вы кого-то, кто учился исключительно хорошо? То есть всегда и везде без сложностей. Пока никто из моих собеседников не ответил на этот вопрос «да». «А как же отличники?» — спросите вы. Но разве у отличников не было трудностей? Не было тех предметов, по которым учителя шли им навстречу (и правильно делали)? Ответ очевиден: были, и это нормально, ведь универсальных людей нет. Но отличник, у которого немного «западает» русский язык или физика, — это одна ситуация. А что делать родителям тех детей, которые говорят: «Эту вашу физику я вообще не понимаю!» Узнать причину и изменить ситуацию так, чтобы отношение ребенка к предмету и впечатления от него изменились.
Вот несколько причин того, почему дети учатся плохо.
Подача предмета
Подходить к преподаванию можно по-разному — и у многих педагогов серьезно различаются ценности этого процесса. Мой коллега, который преподавал физику, сначала решил представить детям научную картину мира через свой предмет. То есть смоделировал несколько ситуаций, в которых действуют разные физические силы, и всякий раз задавал один вопрос: «Почему это происходит?» Детям стало интересно. Каждый урок они открывали для себя новое знание, связанное с природой, и получали ответы на свои вопросы. То есть педагог объяснял жизнь через физику и ее явления. И дети обсуждали физику даже на переменах и других предметах. А что будет, если сразу дать ребенку прочитать параграф, выучить формулы и начать решать задачи? Думаю, возникнет вопрос: зачем мы это делаем? Как это мне поможет в жизни? И если на него нет четкого ответа — вот и причина, почему оценки стали хуже. Поэтому, когда вы общаетесь с педагогом, спросите, какие у него ценности в предмете, зачем и как учитель учит ваших детей. И сравните с тем, что ваш ребенок скажет об уроках. Многое станет понятно. Образовательные ценности и цели могут не совпадать. Это не плохо, просто это не подходит конкретно вашему ребенку и вам как внимательному родителю.
Конкуренция
Представьте, что в классе есть ребенок, который очень хорош в английском языке: жил в языковой среде, занимается с носителем и не стесняется говорить. Как будут чувствовать себя другие дети на уроке с ним? В основном неловко и стесненно. Особенно если учитель будет сравнивать детей и акцентировать это. Поэтому может пропасть желание заниматься, ведь до настоящего успеха, который ребенок видит в превосходящем однокласснике, очень далеко. Что делать? Существуют разноуровневые группы, и в методике преподавания иностранных языков этот подход — норма. Его можно и нужно предлагать не только учителям иностранных языков. Мой коллега, учитель русского языка и литературы в государственной школе, разделил неоднородный класс на три группы: среднюю, продвинутую и группу ребят, для которых русский язык не родной. В подобной ситуации это единственное правильное решение с точки зрения конкуренции между детьми. Бывает и обратная ситуация — когда сильный ученик в группе мотивирует остальных, но на практике она встречается редко. Из пяти классов, с которыми я работал, она возникла только в одном.
Учитель и его педагогический стиль
Речь здесь не о подходе к предмету, а об отношении к детям. SEL (Social-Emotional literacy, или социально-эмоциональная грамотность) пока только набирает популярность в школах. Но в действительности без умения чувствовать атмосферу в классе, поддерживать нужные эмоции детей, видеть роли ребят и просто быть приятным в общении качественно работать современным учителем и тем более тьютором уже невозможно. Я знаком с учителем, который для того, чтобы обозначить свою подавляющую позицию, на первом занятии задал новому ученику прочитать «Фауста» Гете, а потом сразу дал тест. Цель была такова — парень должен понять, что для ОГЭ по литературе надо много читать и учить, и все время проходить тесты на знание произведений. Какой был результат для подростка? Отторжение занятий, плохая оценка на ОГЭ. Некоторым детям подходит требовательный и четкий педагогический стиль, когда учитель говорит — ребенок выполняет. Но далеко не всем. То же можно сказать о демократичном стиле преподавания: есть ребята, которым он не подходит, им нужны границы и опыт выполненных обязательств. Что делать, если по рассказам ребенка вы видите чрезмерную строгость или излишний демократизм? Не стоит сразу менять преподавателя, лучше побеседовать с учителем и попросить немного по-другому взаимодействовать с вашим сыном или дочкой. Настоящий профессионал внимательно относится к обратной связи в подходящей, нерезкой форме.
Склонность ребенка к предмету
Известно, что российское образование в школе менее профильное, чем европейское и тем более американское. Школа ведь не случайно называется общеобразовательной. Но давайте признаем, что Ломоносов, Леонардо и Аристотель были уникальны, и не будем пытаться воспитать из всех детей специалистов по всему. Другими словами, всегда есть предметы, к которым дети не склонны, это нормально. Что делать, если по одному из этих предметов нужно получить необходимый минимум или поправить оценку? Во-первых, поговорить с ребенком и сказать, что вы принимаете его позицию «Математика — это не мое» и не требуете от него олимпиадных заданий. Во-вторых, найти предметный контент, который не оставит равнодушным. Например, одна моя ученица настолько не любила русский язык, что на встрече с родителями на вопрос «Сколько раз в неделю занимаемся?» ответила «Раз в месяц». На первом занятии я рассказал о языках мира и мемах про них, показал видео о Юрии Кнорозове, который расшифровал письменность майя, и предложил решить несложные и забавные лингвистические задачи. На втором занятии мы вместе писали, о чем хотим, и читали друг другу наши тексты. А на третьем девочка попросила заниматься четыре раза в неделю. И высокий академический результат последовал почти сразу. Возвращаясь к нашей теме, в-третьих, можно поговорить с учителем о вашем ребенке и сказать, что предмет нужен в минимальном объеме и требования можно смягчить.
Родители
Родители тоже могут быть причиной того, что ребенок плохо учится. Излишняя требовательность и контроль — нередки. Бывает так, что один из родителей здорово или профессионально знает предмет или предметную область из нескольких дисциплин. Казалось бы, это должно помогать: папа или мама могут помочь, объяснить. Но на практике родители задают такую планку, что ребенку в школе будет неинтересно. То же касается требований к своему ребенку. Поэтому лучше быть аккуратнее в оценках и понимать, что в педагогике многие вещи работают по-другому, не так, как в собственно научной парадигме предмета.
Что в итоге
Да, дети могут плохо учиться. Это не повод быть недовольным ребенком. Это сигнал, что ребенку нужна помощь, надо внимательно понаблюдать за ним, узнать причину и заняться ею. Для этого необходимы внимание, доверие и осторожность, а также общение с педагогами не с позиции заказчика, а с позиции человека, который хочет понять и разобраться. Некоторые вопросы нужно задать самому себе и ответить на них честно. И главное, чаще всего причины плохих оценок являются социальными, эмоциональными и психологическими, а вовсе не интеллектуальными. Ведь все дети по-своему талантливы.
Подходить к преподаванию можно по-разному — и у многих педагогов серьезно различаются ценности этого процесса. Мой коллега, который преподавал физику, сначала решил представить детям научную картину мира через свой предмет. То есть смоделировал несколько ситуаций, в которых действуют разные физические силы, и всякий раз задавал один вопрос: «Почему это происходит?» Детям стало интересно. Каждый урок они открывали для себя новое знание, связанное с природой, и получали ответы на свои вопросы. То есть педагог объяснял жизнь через физику и ее явления. И дети обсуждали физику даже на переменах и других предметах. А что будет, если сразу дать ребенку прочитать параграф, выучить формулы и начать решать задачи? Думаю, возникнет вопрос: зачем мы это делаем? Как это мне поможет в жизни? И если на него нет четкого ответа — вот и причина, почему оценки стали хуже. Поэтому, когда вы общаетесь с педагогом, спросите, какие у него ценности в предмете, зачем и как учитель учит ваших детей. И сравните с тем, что ваш ребенок скажет об уроках. Многое станет понятно. Образовательные ценности и цели могут не совпадать. Это не плохо, просто это не подходит конкретно вашему ребенку и вам как внимательному родителю.