Вещь недели: билеты на балет «Щелкунчик»
Билеты за 200 тысяч
На сайтах объявлений появились билеты на балет «Щелкунчик», который ставят на сцене Большого театра. Перекупщики предлагают заплатить до 200 тысяч рублей за одно место в партере. Найти билет можно и дешевле — за 60 тысяч с человека, но дальше от сцены. Оставшиеся билеты на лицензированных сайтах в интернете стоят от 40 тысяч рублей на четвертом ярусе и до 120 тысяч в партере.
Попасть на «Щелкунчика» дешевле можно было в момент старта продаж в октябре, купив билеты в кассах театра. Перед Большим традиционно выстроились очереди, в которых в том числе стояли перекупщики: они берут билеты по фиксированной цене (20 тысяч рублей), а в декабре продают их в интернете в несколько раз дороже. На билетах в Большой последние несколько лет пишут фамилию его владельца, чтобы бороться с незаконными продажами. Однако перекупщики нашли новую схему обхода: они заранее находят своих покупателей либо ищут «безымянные» билеты — их выдают организациям — партнерам театра.
В этом году в Большом театре заявили, что с 13 декабря в продаже появятся билеты по спецтарифным ценам — от 200 рублей. В этом году первый показ балета запланирован на 24 декабря, а последний — 7 января.
Чтобы снизить риск перепродаж в интернете, руководство театра создало многоэтапную систему покупки билета. Сначала нужно отстоять первую очередь и записаться в специальный журнал, в котором составляют список покупателей. Затем по этому списку всем раздадут номерные браслеты, делают это в ночь на дату перед началом продажи билетов в кассах. Только после этого выстраивается очередь к самой кассе — все проходят согласно той последовательности, которую сформировали до этого. В интернете стали продавать места в такие очереди — за деньги предлагают постоять в них за покупателя.
Подобный ажиотаж с билетами на «Щелкунчика» происходит ежегодно: в 2021 году в интернете точно так же продавали сначала места в очереди, а затем и сами билеты. В декабре прошлого года в полицию обращались люди, которые переводили деньги перекупщикам и получали поддельные билеты. Официально перепродавать билеты из театров можно с максимальной наценкой в 10%, такой закон приняли в 2019 году для борьбы с «театральной мафией».
130 лет на сцене
В этом декабре «Щелкунчику» по сказке Э. Т. А. Гофмана исполняется 130 лет. В 1892 году на сцене Мариинского театра прошла премьера балета на музыку Чайковского. Режиссер постановки Мариус Петипа собирался добавить в нее несколько революционных отсылок. Например, в постановке должны были исполнять карманьолу — народный танец Великой Французской революции. Из итоговой версии его убрали, но пропустили музыку, мотив которой напоминает насмешливую песню о короле Франции.
Однозначного отношения к постановке после ее премьеры не сложилось. Публицист Константин Скальковский писал, что для искусства «Щелкунчик» не дает «ровно ничего», а вот художник Александр Бенуа оставил после просмотра генеральной репетиции иной отзыв: «Постановка великолепна и в балете даже слишком великолепна. Глаза устают от такой роскоши».
Сегодня «Щелкунчика» продолжают ставить в декабре — это один из главных новогодних сюжетов на театральной сцене. Саму постановку на музыку Чайковского можно увидеть не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в театрах других стран.
Подготовил Петр Бузлаев