Маршрут перестроен. Как развивается туризм в Москве после пандемии
Какие перспективы у туризма в Москве
В допандемийное время столица входила в топ самых посещаемых городов мира. Поток зарубежных путешественников пока до конца не восстановился. Однако в ближайшее время Комитет по туризму ожидает рост числа путешественников из Ирана, Индии и Китая. В Китае власти после недавних протестов начали ослаблять ковидные ограничения.
В России во время пандемии начал развиваться внутренний туризм. За три первых квартала 2022 года в Москву приехали больше 12 миллионов человек из других регионов страны. Чаще всего в столицу приезжают из Санкт-Петербурга и Краснодара, Тульской, Владимирской и Нижегородской областей.
Последние годы туризм в Москве активно развивают: если в 2010 году туристическая отрасль получила 31 миллиард рублей инвестиций, то в 2021 году размер поступлений превысил 988 миллиардов рублей. Финансирование туризма действует как катализатор и для других секторов экономики. «Туризм охватывает свыше 50 отраслей экономики и поэтому имеет важнейшее значение для города. Сегодня каждое 14-е рабочее место в городе так или иначе связано с индустрией гостеприимства», — рассказал председатель Мостуризма Евгений Козлов.
Для повышения туристической привлекательности в Москве также открывают новые культурные пространства: в ноябре начал работу центр конструктивизма «Зотов», а в 2023 году на ВДНХ для посетителей планируют открыть павильон №1 «Центральный», где выставят часть экспозиции Третьяковской галереи.
Как привлекают новых путешественников
Сегодня Мостуризм придерживается трех принципов развития: цифровизация, партнерство и человекоцентричность. В основе последнего — интересы, запросы и ценности людей. Например, комитет по туризму выделяет гранты организаторам поездок для путешественников старше 55 лет. В ведомстве говорят, что такая программа сделает путешествия более доступными для россиян этой возрастной категории. По данным на 2022 год, на учете в Пенсионном фонде России состоят больше 40 миллионов человек, поэтому привлечение новой аудитории к путешествиям может положительно повлиять на экономику города, считают в ведомстве.
В 2020 году в Москве запустили образовательно-туристический проект «Город открытий», который предназначен для школьников из других регионов. Детей возят на экскурсии, семинары и мастер-классы, где они могут больше узнать о профессии биотехнологов, урбанистов и экологов. Также во время поездки в Москву школьники посещают университеты и крупные компании, где в будущем могут получить высшее образование и устроиться на работу.
Мостуризм развивает партнерские отношения со всеми регионами страны. С некоторыми городами Москва уже разработала готовые туристические предложения. Например, проект «Два города — миллион впечатлений» совместно создавали комитеты по туризму Москвы и Петербурга. Для городов продумали тематические маршруты по главным достопримечательностям, которые могут увидеть туристы из других регионов. В Казани предлагают культурные мероприятия, а Тобольске — гастрономические.
Как туризму в Москве помогает цифровизация
Отдельное направление развития московского туризма — цифровизация. Мостуризм совместно с департаментом информационных технологий в 2020 году создали сервис RUSSPASS. Он позволяет забронировать отель и купить билеты на самолет или поезд. Создатели сервиса считают, что подобные приложения упрощают покупку билетов для путешествий, что помогает туристической отрасли развиваться.
На сайте также публикуют туристические маршруты: путешественники могут выбрать, например, гастрономический тур в Туле или автомобильную поездку по нестандартному пути из Москвы в Санкт-Петербург.
Подготовил Петр Бузлаев