Светлана Иванова: Страшно забронзоветь — хочется фантазировать, придумывать, хулиганить
О начале карьеры в театре
Это был 2011 год. Я отмечала день рождения, когда мне позвонила незнакомая женщина и сказала, что со мной хотела бы познакомиться Галина Борисовна Волчек. Позже выяснилось, что по телефону я тогда разговаривала с Женей Кузнецовой — завлитом «Современника». Я, конечно, подумала, что меня разыгрывают друзья, но, на всякий случай, согласилась прийти и поговорить. На следующий день мы познакомились с Галиной Борисовной.
Когда я подходила к театру, уже верила, что все по-настоящему. Я тогда была в положении, но никого об этом не предупредила. И вот я иду и думаю: как неловко, меня зовут, значит, мне что-то хотят предложить, на меня рассчитывают — а тут такое. Получается, еще никуда не пришла, а уже подвела. Зашла к Галине Борисовне и говорю: «Ну вот». Она: «Что вот?» Я: «Ну я беременна». Она сразу улыбнулась: «Боже мой, какое счастье, как же хорошо! Это же значит, что в ближайшие месяцы ты не уедешь ни на какие долгие съемки!» Тогда же Галина Борисовна предложила мне роль Патриции Хольман — играть в составе с Чулпан Хаматовой.
О том, как совмещать работу в театре и съемки
Основная моя работа — это все-таки театр. И все планы я строю, ориентируясь на театральную занятость. В моей карьере все так счастливо складывалось, что отказываться от какого-то классного проекта из-за репетиций или от крутого спектакля из-за съемок ни разу не приходилось. Либо удается «разводить» одно и другое по дням, либо в одной сфере затишье, а в другой, наоборот, что-то новое и интересное. А вообще, чем больше я работаю, чем больше мне надо успеть, тем больше в итоге успеваю.
Об источниках вдохновения
Я стала играть в спектакле «Три товарища», только-только родив ребенка. И как ни странно, именно материнство обезопасило меня от переживаний: если бы я не была погружена в «работу мамой», то сошла бы с ума от рефлексии — думала бы только о том, что ничего не получится. Люди, давно работающие в театре, рассказывали: «Ты была спокойна как танк!» Хотя на самом деле было очень страшно, а вот энергии, которую я могла бы «впрыснуть» в волнение, не было.
Осознание того, в какое необыкновенное место я попала, пришло позже: с тех пор ощущение чуда соседствует с какой-то невероятной ответственностью. У нас очень творческий коллектив, поэтому можно сказать, что энергию я черпаю из общения с коллегами. Например, Марина Мстиславовна Неелова: я вижу, как она репетирует, как готовится к каждому спектаклю. Работа с такими мастодонтами очень вдохновляет. При этом некоторые знания об их безбашенной молодости отрезвляют и одновременно с этим расслабляют: страшно забронзоветь, хочется так же, как они — фантазировать, придумывать и хулиганить.
О проводниках в профессии
Я у всех партнеров стараюсь учиться понемножку. Мне очень интересно работать с молодыми, у которых горят глаза, которым все интересно, которые готовы делать что угодно, лишь бы это чудо — съемки — вообще никогда не заканчивалось.
Мне повезло сниматься с великими: Олегом Павловичем Табаковым, Ириной Вадимовной Муравьевой, со своим мастером — Игорем Николаевичем Ясуловичем, который поверил в меня, шестнадцатилетнюю девочку, и взял к себе на курс во ВГИК. Конечно, своим проводником в профессии считаю и Галину Борисовну, которая дала шанс стать театральной актрисой, и Виктора Анатольевича Рыжакова, с которым я часто сверяюсь и советуюсь. Несмотря на то что его больше нет в «Современнике», он остается очень важным для меня человеком в театре.
О важности наград
Экспертная оценка работы всегда приятна — это показатель того, что ты все делаешь не зря. При этом большинство наград, которые висят в профайле на сайте театра, я получила в очень юном возрасте. В основном это были призы за роль в фильме Franz + Polina. Помню, как встречалась с режиссером кино Мишей Сегалом, который ездил по фестивалям, в кафе на «Октябрьском Поле» — и он говорил: «Вот тебе еще одна награда». Каких-то ярких эмоций я тогда не испытывала: в юности кажется, что тебя ведет по жизни судьба (или удача), а ты просто идешь следом и надеешься, что все будет хорошо.
Очень приятно, когда любят зрители и хвалят коллеги. Но важнее всего для меня моя собственная оценка. Удивить себя гораздо сложнее, чем удивить других. Но иногда и это удается.
Об осознанном подходе к выбору ролей
Я снимаюсь с 17 лет, и понятно, что за эти годы я сыграла очень много разных ролей: и таких, и сяких, и поплакала, и посмеялась. В какой-то момент я поняла, что тиражировать один и тот же образ не хочется, а мне предлагали играть героинь, которые отличались разве что именами. У меня был период в прошлом году, когда я вообще от всего отказывалась, потому что весь материал, который мне приходил, меня не устраивал — было банально не интересно. Ждала роль, которая бы перевернула мое сознание. Вот так я «высидела» себе роль в «Обоюдном согласии» Валерии Гай Германики.
О новом сезоне «Теста на беременность»
Начать, наверное, стоит с того, что я очень люблю этот проект. Первый сезон «Теста на беременность» стал для меня рывком в актерской карьере. Его одинаково тепло приняли зрители и люди из индустрии. Подобных ролей до этого я не играла — и изначально казалось, что для этой работы как будто бы даже не подхожу. Но теперь, спустя время понимаю, что попадание было точным.
Третий сезон, который снял онлайн-кинотеатр KION, — это попытка дорассказать историю взрослеющей и ошибающейся женщины. В этом смысле мне нравится подход сценаристов, которые при прописывании образа ориентируются на меня, на то, как от сезона к сезону меняюсь я сама.
Невероятное счастье — снова встретиться с командой. Когда я была юной и смотрела сериал «Друзья», думала, как же круто десять лет работать с одними и теми же людьми. Для меня самое сложное в кино — расставаться, когда проект заканчивается. Я очень привязываюсь к людям. Конечно, вы можете встретиться еще, на других съемках, но атмосфера будет другой.
О том, на что похожа жизнь
Я бы сравнила свою жизнь с лифтом. Тебе надо куда-то попасть, есть некая цель — и ты едешь. Но все равно не можешь оказаться там, где хочешь, пока лифт не доедет: хоть царапай ногтями двери. Иногда надо просто расслабиться и позволить лифту довезти тебя до нужного этажа. Это та метафора, которая меня успокаивает, потому что я такой человек, который хочет все и сразу, здесь и сейчас. Иногда важно себя немножко успокоить — и просто довериться жизни.
О главном страхе
Больше всего боюсь перестать пробовать новое.
Беседовала Кристина Боровикова
Материал подготовлен при участии Анастасии Хаковой