Средневековый Тиндер и тайна переписки. 5 фактов о берестяных грамотах
Новгородские рекордсмены
Большая часть берестяных грамот была найдена в Великом Новгороде. Но этот факт вовсе не означает, что в других городах жили сплошь неграмотные люди. Средневековые письма на коре березы археологи находят во многих городах: например, в Смоленске, Вологде, Старой Рязани, Рязани (Переславле-Рязанском). Все дело в земле. В почве на территории Великого Новгорода есть мокрый слой, насыщенный влагой, он позволяет хорошо сохраниться органике. Именно поэтому оттуда происходит большинство находок — 1144 берестяные грамоты. В Москве ученые нашли четыре таких артефакта, один из них представлен в экспозиции Музея Москвы.
Напиши мне письмо
В отличие от пергамена, береста считалась доступным материалом. Но писать на ней было непросто. Для этого требовалось особое умение прочерчивать специальным писалом буквы. Делали такие «ручки» из железа, кости или бронзы. Но сначала учились грамоте на церах — дощечках, покрытых воском. Одной стороной писала выдавливали в мягком покрытии буквы и фразы, а когда нужно было что-то исправить, другой стороной, в виде лопаточки, разравнивали воск. Но к тому моменту, когда бумага заменила берестяные листы, стали появляться письма-гибриды: написаны они были на бересте, но чернилами.
Исторические факты
На бересте излагали практически все — в этом смысле средневековые письма мало чем отличаются от современных электронных. Частные записи, черновики документов, донесения, церковные тексты, заговоры, загадки, записи учебного характера. Находили археологи и грамоты на латыни и греческом. Случается, что такое письмо проливает свет на то или иное событие или в нем упоминаются реальные исторические личности. К примеру, в экспозиции выставки в «Зарядье» есть письмо, которое можно назвать одним из древнейших упоминаний о Москве. В грамоте некий Душила сообщает Насте, что собирается ехать в Кучков. По легенде, записанной в XVI–XVII веках, землями на месте Москвы владел некий боярин Кучка. Существовал ли он в действительности, неизвестно. Но название Кучково упоминается не только в грамоте, но и в летописи при описании событий второй половины XII века. В Ипатьевской летописи говорится, что заболевшего князя Михалка Юрьевича несли «до Кучкова, рекше до Москвы». Получается, что в XII веке у города было два названия, а берестяная грамота — вполне реальный документальный источник. Ведь написана она была во второй половине XII века, а Ипатьевская летопись — в XV столетии.
Жизнь за стеклом
Увидев очищенную от земли грамоту, сложно представить, что в этом небольшом комочке скрывается послание к любимой или рассуждения о невыполненной сделке. Но после того, как в лаборатории его распарят в горячей воде и поместят между двумя стеклами, можно приступить к изучению содержания. Грамоты бывают сравнительно небольшими: 15–40 см в длину и 2–8 см в ширину. Но есть и берестяные письма-великаны — длиной 50 см. Порядка четверти от числа находок — это разрозненные обрывки. Но случается, что из таких фрагментов, найденных в разные годы, складывается полноценное письмо.
По ряду показателей и признаков, в том числе по почерку, можно определить сходство писем. Например, мальчику Онфиму приписывают 12 грамот, не считая рисунков. Он жил в одно время с Александром Невским. На берестяных грамотах он «набивал руку»: писал азбуку, слоги, короткие фразы, оставлял записки и рисунки фантастических зверей. Их обнаружили 13–14 июля 1956 года буквально в одном месте. Судя по всему, произошла история, знакомая многим родителям: мальчик куда-то шел и просто потерял свои записки.
Средневековый Тиндер
В этих хрупких фрагментах скрывается мир средневекового человека, его хлопоты и тревоги. В экспозиции можно увидеть письма, связанные с устройством личной жизни. Вот Янка и Селята просят сваху Ярину поторопиться с устройством брака их сына и девушки, что она ему сватает. А в другой грамоте Милуша пишет Марене: «Большой Косе — пойти бы за Сновида!» Но все меркнет на фоне настоящей любовной трагедии. «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату!... Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость». Имена адресата древнего любовного письма и женщины, которая его написала, не сохранились: обычно их указывали в самом начале. Но, когда берестяное послание выбрасывали, то часто отрывали именно верхнюю часть — так сохранялась тайна личной переписки.
Автор: Анна Попова