Олимпийская чемпионка Анна Щербакова — о тренировках с Этери Тутберидзе и жизни после Олимпийских игр
Как вы начали заниматься фигурным катанием?
Я встала на лед в три с половиной года, это случилось благодаря моей сестре, которая увидела, как дети катаются во дворе, и попросила родителей отвести ее на каток. Меня, можно сказать, отдали за компанию. А так как разница в возрасте у нас с сестрой небольшая — меньше двух лет, — заниматься мы начали в одной группе. Я тренировалась с ребятами постарше и постоянно «тянулась» за ними. Скидку на возраст на тренировках особо не делали, поэтому я в чем-то опережала одногодок. Часто выигрывала медали, кубки, подарки — конечно, мне это очень нравилось.
Моя первая программа была несколько театральная «Розовая пантера». Помню свои мысли во время этой программы: «Не забыть посмотреть на судей, улыбнуться, четко и красиво сделать все движения». Переживаний за прыжки и другие сложные элементы в общем не было. Одной из главных составляющих выступления для меня и тогда, и в дальнейшем был артистизм.
В какой момент стало понятно, что фигурное катание для вас — не только любимое дело, но и профессия?
Родители на меня никогда не давили и никаких результатов не требовали, главное для них было, чтобы мне нравилось. Пару раз они спрашивали, не хочу ли я сделать выбор в пользу учебы, но я отвечала, что очень люблю фигурное катание и заканчивать не планирую. Когда мама с папой поняли, что я настроена серьезно, они решили отдать меня к Этери Георгиевне Тутберидзе — она тренировала на том же катке, где я занималась. В детстве мы выглядывали из раздевалки, чтобы посмотреть, как тренируется группа Этери Георгиевны.
Когда я перешла к ней в группу, мне было девять лет. Первый год ушел на адаптацию, прогресса особого не было. Зато спустя год случился настоящий прорыв: я сделала главное, что от меня требовалось, — запрыгала все тройные прыжки. Наверное, тогда я и поняла, что спорт — это всерьез и надолго. Тут надо понимать, что Этери Георгиевна — тренер, у которого нельзя просто ходить на тренировки ради удовольствия, у нее нужно работать. Этери Георгиевна, Даниил Маркович Глейхенгауз и Сергей Викторович Дудаков максимально отдаются тренировочному процессу и требуют того же взамен. Когда есть взаимная отдача, есть и результат.
Про фигурное катание часто говорят, что это «спорт родителей». Вы с этим согласны?
В том, что мне удалось достичь определенных результатов в спорте, огромная заслуга родителей. Тренировки начинались в шесть утра, вставать приходилось в четыре. Для ребенка такой режим не что-то ужасное: можно условно лечь в семь и спокойно проснуться рано, а вот для взрослого, как я уже теперь понимаю, это очень тяжело. У меня две сестры, и как мама все успевала — для меня загадка. Важно сказать и про моральную поддержку: выступая, я всегда знаю, что все мои родные смотрят прокат, переживают и болеют (кроме мамы — она настолько переживает, что даже смотреть не может). И, что бы ни случилось, всегда меня поддержат.
Один из главных стартов, который запомнили все болельщики фигурного катания, — чемпионат России в декабре 2020 года, на котором вы выдали чистый прокат и взяли золото. Как это было?
Прошло очень много времени — когда вспоминаю этот турнир, ярких эмоций уже не испытываю. Зато есть осознание, что это был один из самых значимых прокатов в жизни. Безумно горжусь теми прокатами: одна за другой на лед выходили девочки, которые боролись за призовые места, и выдавали чистейшие прокаты, такой накал страстей. Рада, что и мне тогда все удалось.
Для хорошего проката должно «совпасть» два фактора: первый — трудоспособность, трудолюбие и оттачивание элементов на тренировках, второй — самообладание и умение собраться в нужный момент. К счастью или к сожалению, на тренировках медалей не раздают, поэтому очень важно выдать свой максимум именно на соревновании.
Можно ли сказать, что после Игр ваша жизнь кардинально поменялась?
Думаю, да. Могу так сказать: Олимпиада — главный турнир в жизни спортсмена, поэтому, вне зависимости от результата, жизнь делится на «до» и «после».
Если говорить о самых ярких воспоминаниях с Игр, то это безусловно окончание произвольной программы, осознание, что все задуманное получилось, и награждение. Еще выделила бы весь период подготовки к турниру, мы довольно рано прилетели в Пекин и долго тренировались под пристальным вниманием судей и журналистов.
Что именно изменилось после возвращения из Пекина?
Я стала пробовать себя в других сферах. Пытаюсь понять, что мне интересно, и экспериментировать. Самый крупный проект сейчас — «Ледниковый период». Съемки могут быть с утра до вечера несколько дней подряд, плюс все из того, что я там делаю, — новое для меня: пришлось учиться работать с «ухом», записывать подводки. Учусь работать на камеру, держаться уверенно, четко формулировать мысли, а не просто тараторить заученный текст. Впервые в жизни я не отвечаю на вопросы, а сама их придумываю.
Я достаточно закрытый человек, заводить новые знакомства для меня тяжело. «Ледниковый период» учит быть более раскрепощенной. Думаю, даже если в будущем выберу не публичную профессию, навыки, которые получу тут, мне пригодятся.
Спортивная карьера и опыт соревнований не помогает на съемках?
На самом деле одно дело — быть уверенной на льду, другое — в обычной жизни. На льду я чувствую себя в своей тарелке, как профессионал, знаю, что и как делать. За пределами катка многое для меня в новинку.
Фигурное катание — это жизнь или ее часть, хоть и значимая?
Сейчас без сомнений скажу, что фигурное катание — моя жизнь. Но как я отвечу спустя 20 лет — не знаю.
В нескольких интервью вы говорили, что олимпийское золото не было вашей детской мечтой.
Суть не в том, что я никогда не мечтала стать олимпийской чемпионкой. Скорее, для меня это казалось чем-то недостижимым. Получается, я перевыполнила собственные планы. Это действительно так. В детстве далеко не заглядывала. Ставила себе более реалистичные цели: выиграть первенство среди своего возраста, выучить новый прыжок. Так постепенно шаг за шагом достигла того, о чем даже не мечтала.
А о чем мечтаете сейчас?
Конкретной мечты у меня сейчас нет, зато есть внутреннее понимание, что я не хочу стоять на месте и мне нужно постоянно развиваться.
Скоро вы будете впервые участвовать в ледовом шоу.
Да, для меня «Спящая красавица» — первый опыт участия в шоу-сказке на льду. Пришлось учиться кататься в паре — это серьезный вызов. Я даже смотреть боюсь на выступления парников, а от поддержек вообще захватывает дух.
Что касается исполнения роли, то минимальный опыт у меня есть, потому что в любой программе есть театральная составляющая. Для меня, как я уже сказала, вживаться в образ — один из любимых этапов подготовки к соревнованиям. В свои программы я всегда вкладывала душу. Но сказка на льду — это, конечно, немного другое: нужно быть в постоянном контакте со зрителями, погружать их в атмосферу волшебства.
Вы играете саму спящую красавицу?
Сюжет ледового шоу отличается от классической сказки, скорее, он похож на «Малефисенту». Я исполняю роль принцессы Леи, которая по пророчеству колдуньи должна заснуть на много лет. Ее, конечно, спасет любовь. Всех секретов сюжета раскрывать не буду, чтобы не спойлерить. Это действительно яркая постановка с мощными спецэффектами, трюками, красивой музыкой, озвучкой. Огонь, молнии, полеты в воздухе, прекрасные декорации. Все это для меня, конечно, ново, а все новое волнительно и интересно.
Наверное, от предыдущего опыта шоу отличается еще и тем, что теперь приходится работать в команде?
Да, я же привыкла, что всегда выступаю одна, а тут нужно взаимодействовать со всеми участниками постановки. Но, наверное, главная сложность все-таки в том, что техничного исполнения элементов для шоу недостаточно. Главное — погрузить зрителей в атмосферу сказки и волшебства.
Видео Zoomer News: Анна Щербакова на Кубке московского спорта по фигурному катанию
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.