«Бессмертная стрекоза». Эссе из нового сборника Дмитрия Воденникова
Но мы-то остались
Три кадра, три. Три кадра, три источника, три составных части марксизма. Три сцены нашей жизни: страшная, печальная, мечтательная.
Часть первая: страшная.
Представим себе: уже ночью человек идет в душ. Ночью вообще тревожно: вдруг какой-нибудь странник (странный, strange: и как только поднялся через охрану, миновал домофон?) позвонит тебе в дверь. Или соседи снизу постучат: «Вы нас заливаете».
Ночью душа вообще становится нервной, тревожной, трепетной. Косится на темную кухню, пока в душ в твоем теле идет.
И вот человек заходит в ванную, раздевается, в ванну залезает, душ включает. А там у него в ванной — окошко.
Зачем они в старых домах были устроены — бог весть. В новых и нет таких. А во всех до 1970-х есть.
Стоит, значит, он, вода льется, шумит, а он почему-то про Смотрящего Из Темноты думает. И вдруг — как специально — в ванной и во всем, по-видимому, доме гаснет свет.
Стоит человек в темноте, вода по его захолонувшему внутри телу льется, а ничего не видно: ни воды, ни ванны, ни тела.
Человек с грехом пополам выбирается, весь в мыле, как та лошадь, полотенцем, нащупанным во мраке, себя абы как вытирает, накидывает халат, выскакивает — а там темнота. Как и предсказано: во всем доме пробки перегорели. Только один огонек светится.
Человек идет к нему навстречу, протягивает руку, чтоб понять, что это. А это компьютер. Который на батарее работает.
Успокоился человек. Пробки обратно врубил, свет включился. Человек возвращается опять в душ, встает под него и вдруг видит, что в окошко между ванной комнатой и темной кухней на него кто-то действительно смотрит.
Часть вторая: печальная.
Недавно, в первой половине ноября проснулся в шесть утра, включил телефон, а там личное сообщение в фейсбуке*. От моей давней подруги.
Она напоминает про важную дату в моей жизни, после которой все изменилось. Ну, типа как после смерти. Когда вторая жизнь началась.
(Собственно, так и было: и почти смерть, и реальная вторая жизнь без всяких «почти».)
Я отвечаю: «Здравствуйте, милая моя NN». (Так и написал «милая NN», только с именем; видимо, спросонья.) «Да, про 11 ноября мне вчера уже напомнили».
Ну и потом пишу, что сам-то забыл и что это тоже здорово. Здорово, что ты не помнишь важных дат, потому что это тоже свобода — от привязок, причин, событий и лет.
Потому что жизнь — это такой вот шарик, который вечно летит. То ли от Окуджавы, то ли от Бэнкси, с его острыми ножами в раме. В общем, хорошо, что забыл, написал я.
«Я забыл. А жизнь есть».
Ну и разумеется, автозамена в телефоне написала «ест».
Жизнь ест.
И так даже лучше стало.
Потому что жизнь действительно ест.
И в том смысле, что ест тебя и тебя побеждает (а нечего тут, ишь, ходют и ходют), и в комическом: ест, поэтому такая кругленькая да сильная, этакий колобок.
Который сам — на самом деле — съел и медведя, и волка, и, главное, подлую лису. Ну и сам себя потом тоже сожрет. Как же без этого. Потому что куда же мы без самоедства: не дикие, чай, люди.
Колобок, колобок, я от тебя убегу.
Впрочем, далеко не убежишь.
Недавно фейсбук* напомнил: года два-три назад выступал в большой «солянке» на Красном Октябре.
Когда меня объявлял организатор, он сказал, что лично для него это событие (ну, объявлять меня); что он читал мои стихи, еще когда учился в школе.
Я, конечно, не удержался — и, выйдя к микрофону, отшутил это.
На следующий день, вечером, уже дома, получаю в одной из интернет-сетей личное сообщение:
Дмитрий Борисович, здравствуйте! Спасибо большое Вам за сегодняшнее выступление. Жаль, что не успел к Вам подойти лично, но для меня огромная честь выступать с Вами на одном мероприятии. Я из тех, кто читал Вас еще не в школе, а как раз в детском саду. Вы не представляете, что Вы сделали со мной своим творчеством, да, наверное, и не нужно. Просто низкий поклон.
Я не знаю, что это за детский сад такой, где могли читать мои стихи, но чувствую себя Дракулой.
Ну и часть последняя, третья: обещание.
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
Р.-Л. Стивенсон.
«Баллада о вересковом меде».
Перевод С. Маршака
У меня давно была мечта, я даже ее уже описал.
Сварить из замороженных полуфабрикатов суп (там все отдельно: бульончик, картошечка, заправка, еще какаято ерунда) и выдать за свой.
И вот наконец удача улыбнулась мне.
Сделал я такой суп, картонку от него поглубже в мусорное ведро затолкал, сижу жду. Пришел гость.
— Супа хочешь? — спрашиваю.
— Давай.
Я в тарелку супца горохового плеснул, кусок хлеба гостю дал, кулачком скулу подпер, смотрю.
Он пробует первую ложку, даже присвистнул:
— Марианна, что ли, приготовила? (Так мою подругу зовут: она иногда приезжает ко мне, чтобы выпить, чем-нибудь закусить.)
— Нет. Она же сегодня не приезжала.
Он ест дальше, ложкой гремит, пофыркивает.
— Слушай, — наконец выдыхает. — Ну как же ты хорошо готовишь! Не может такого быть, чтоб ты.
— А вот случилось.
— Я такого прекрасного супа никогда не ел!
— Спасибо, — говорю самым простым из своих голосов. — Мне приятно.
И на картонку в мусорном ведре побольше салфеток из «Макдональдса» напихиваю. (Я много оттуда заказываю, вот и салфетки всегда есть.)
Лежи, моя тайна, мой вересковый мед, в глубокой могиле. Никто тебя никогда не откопает.
Приобрести книгу можно по ссылке
*Продукт компании Meta, признанной в России экстремистской