Лучшее за неделю
20 октября 2022 г., 10:00

«Не могу это переварить». Как стресс влияет на пищеварение

Читать на сайте
Алексей Головенко
Алексей Головенко Фото: предоставлено из личного архива

В ситуации острого стресса желудок и кишечник ведут себя странно: то тошнота, то боль, то расстройство пищеварения. Почему?

По строению кишечник — простой орган: мышечная трубка, которая доставляет пищу от ротовой полости куда подальше, попутно заливая ее пищеварительными соками и добавляя ферменты. Но мало кто знает, что у желудка и кишечника есть своя нервная система, которая ими управляет и взаимодействует с высшей нервной деятельностью организма. Фраза «заболел живот от нервов» не лишена смысла. Приступ рвоты при получении плохой вести, тошнота при чтении новостей, диарея перед отъездом из дома — это все реакции на острый стресс. Контролировать их невозможно. Центральная нервная система как бы дает команду. Плюс при стрессе идет огромный выброс адреналина, который расслабляет кишечник. Некоторые исследователи усматривают в этом эволюционную задумку: освободишь кишечник — быстрее убежишь от опасности. 

При остром стрессе многие начинают пить много кофе. Плохо ли это?

Кофеин относится к группе препаратов-аналептиков, то есть это допинг, который «разгоняет» все органы и системы, управляемые симпатической нервной системой. В том числе — кишечник. После чашки кофе он будет быстрее работать, и дело тут не в стрессе, а в фармакологических свойствах кофеина. Уловив эту закономерность, некоторые пьют кофе по утрам для профилактики запоров. Но если у вас на фоне стресса и так диарея, то от кофе она только усилится.

У некоторых из-за переживаний кусок в горло не лезет. Насколько это опасно — не есть?

Острый стресс не настолько долог, чтобы человек умер от голода. Рано или поздно аппетит появится, а пока важно принять эти ощущения и разрешить себе не есть. Если у меня при чтении новостей колотится сердце, я не говорю, что у меня аритмия и я сейчас умру. Так и с тошнотой: она — реакция на стресс, и работать надо с ним.

У нас в стране любят ставить хронические диагнозы после первого же симптома: гастрит, язва, колит. Если прийти к врачу и сказать: «Я вчера сильно волновался, и у меня был жидкий стул», — хороший специалист ответит: «Ничего страшного, это бывает». То же самое с лекарствами от тошноты: не важно, чем она вызвана — отравлением или стрессом, — препарат будет одинаково эффективен.

Фото: Freepik

Но иногда и через месяц-два живот продолжает болеть. Это тот самый случай, когда из-за стресса все-таки развился гастрит или язва?

Основная причина язвы и гастрита — хеликобактерная инфекция, а не курение, вредная пища и стресс, как считали раньше. Но патогенная бактерия есть у многих, а гастрит развивается не у всех. Поэтому можно предположить, что человек какое-то время живет с хеликобактерной инфекцией и резервов организма хватает, чтобы ее контролировать и не давать разрушать стенку желудка. А потом человек начинает пить-курить, или хронический стресс нарушает выработку желудочного сока, и тогда развивается гастрит или язва.

Но боль в животе не означает, что у человека непременно есть какая-то патология. Это раньше врачи так считали: болит — значит, воспалено. А потом научились заглядывать внутрь с помощью эндоскопии и увидели: порой желудок или кишечник страшно беспокоит, а внутри все розовое и гладкое. В таких ситуациях есть основания предполагать функциональное расстройство пищеварения.

Функциональное расстройство — это когда болит здоровый орган?

Да, сюда относятся функциональная диспепсия и синдром раздраженного кишечника (СРК). В первом случае беспокоит желудок, во втором — кишечник. Боль есть, а патологии нет: стенки не воспалены, опухоли тоже не обнаружено. Обе болезни безопасные, хронические, а обострение может запускаться стрессом или, например, отравлением.

Как мы помним, у желудка и кишечника есть собственная нервная система. Она непрерывно посылает в головной мозг сигналы об их состоянии: давление на стенки, сжатие, расслабление. Эти данные обрабатываются древними отделами головного мозга, и в норме мы не чувствуем никаких сигналов, разве что доносятся отголоски: «что-то кольнуло», «похоже, пора в уборную», «надо перекусить». Но при хроническом стрессе происходит сбой этой системы. Головной мозг принимает нормальные сигналы за патологические, как если бы тумблер громкости включился на полную мощность. Совершенно здоровые желудок и кишечник начинают болеть. И это реальная боль, не симуляция. Человек бесконечно обследуется, садится на диету, принимает лекарства — а лучше не становится. Между тем причина зачастую в голове, а точнее, в хроническом стрессе, который сбивает настройки нервной системы. Но психика этот фактор отсекает, ведь люди у нас неохотно признаются в психологических проблемах. Так и живут с постоянным ощущением дискомфорта в животе — «а причину пусть ищут гастроэнтерологи».

По каким признакам можно заподозрить синдром раздраженного кишечника?

Если не первый месяц болит живот, и эта боль связана с походами в туалет: болит до, во время или после, или становится значительно легче после освобождения кишечника. Это главный симптом, но не единственный. Для диагностики разработаны Римские критерии — подробнее изучить их можно здесь. Синдром раздраженного кишечника не опасен, не приводит к осложнениям, но сильно портит жизнь: человек из-за боли может не выходить из дома, подолгу сидеть в туалете, а как отойдет, живот снова начинает болеть.  

Ставить диагноз можно только после обследования:

  • выполнить гастроскопию (эту процедуру можно сделать в медикаментозном сне);
  • проверить стул на скрытую кровь и сделать анализ на фекальный кальпротектин, чтобы исключить воспалительные заболевания кишечника (после 40 лет вместо некоторых анализов сразу осматривают кишечник эндоскопом — делают колоноскопию);
  • обратить внимание на подсказки, которые могут говорить об опасных заболеваниях: низкий уровень гемоглобина, потеря веса, боли в животе даже по ночам.

Если другие заболевания исключены, вероятно, диагноз будет «синдром раздраженного кишечника». Похожая проблема может случиться и с желудком. Если человек жалуется на боль или сильную тяжесть, тошноту после еды, а при обследовании врачи ничего не находят, тогда после гастроскопии можно поставить диагноз «функциональная диспепсия».  

Правда, что оба заболевания — и СРК, и функциональная диспепсия — лечатся антидепрессантами?

Да, и тому есть объяснение:

  1. Функциональные расстройства тяжелее протекают у людей с депрессией и тревогой. Если мы эффективно лечим их препаратами, мозг перестает так остро воспринимать сигналы от желудка и кишечника. Плюс человек меньше тревожится из-за симптомов (потому что он в принципе меньше тревожится).
  2. Антидепрессанты — универсальные обезболивающие, в том числе у людей без психических расстройств или стресса. Эти препараты уменьшают чувствительность нервной системы желудка и кишечника. 
  3. Многие антидепрессанты еще и влияют на моторику — то, как сокращаются мышцы, образующие пищеварительный тракт. Например, амитриптилин устраняет диарею, причем он работает даже в крохотных дозах, не влияющих на настроение.

Важно подчеркнуть, что прием антидепрессантов — не маскировка симптомов, а тонкая регулировка нервной системы кишечника. Психиатры называют это побочным эффектом препаратов, а мы, гастроэнтерологи, им пользуемся: назначаем маленькую дозировку, чтобы поймать этот побочный эффект, почти не касаясь «головы».

Диетологи-блогеры сейчас много пишут о продуктах с антистресс-эффектом. Можно ли действительно помочь психике с помощью какой-то особой еды?

Диеты, которая могла бы уменьшить стресс, нет. Есть общие советы: 

  • Не усиливать возбуждение нервной системы стимулирующими веществами типа кофе и никотина. 
  • Если тошнит, если болит живот — не есть жирную пищу. 
  • Постараться не набирать лишний вес, ведь при длительном стрессе можно как минимум заработать привычку заедать переживания, как максимум — расстройство пищевого поведения, когда периоды обжорства чередуются с жесткими ограничениями, и этот цикл повторяется снова и снова. То же самое с алкоголем: можно быстро снять стресс выпивкой, но потом это сильно аукнется, ведь причина стресса никуда не денется, зато добавится зависимость.

Некоторые понимают фразу «не могу переварить ситуацию» буквально: мол, мне так плохо, что даже желудок и кишечник отказываются работать. Работает ли «психосоматика» таким образом?

Это миф из той же серии, что и «скрытные люди страдают запорами — им есть что прятать от мира». Такие утверждения не имеют отношения ни к гастроэнтерологии, ни к научному знанию вообще. Переварить текущую ситуацию с помощью ферментов не получится. 

Беседовала Ольга Хардина

Обсудить на сайте