Как молодые стрит-арт-художники создают музей современного искусства на улицах Северного Кавказа
Стрит-арт сегодня, пожалуй, самый демократичный и честный вид современного искусства. Успех уличного художника полностью зависит от умения найти общий язык с максимально широкой аудиторией. И, что еще немаловажно, характер деятельности должен быть абсолютно некоммерческий. Искусство с улиц не создается для продажи или на суд экспертов и дилеров. Стрит-художники говорят с обычными людьми на одном языке. Вот почему стрит-арт невозможно вырастить искусственно, невозможно насильно насадить, взяв за основу чужеродную практику и поместив ее на улицы родного города. Для этого должно было вырасти новое поколение художников, выработавших свой путь.
Одним из толчков к воплощению идеи провести Международную биеннале современного искусства Кавказа стало понимание, что среда к этому готова и проект будет актуален. Появление целой плеяды молодых стрит-арт-художников и переосмысление ими формы и содержания стрит-арта стало важным показателем выхода на новый уровень искусства в регионе. Сейчас стрит-арт активно набирает обороты и взаимодействует с местной инфраструктурой — от магазинов и кафе до масштабных муралов на фасадах многоэтажек и стрит-фестивалей, от небольших стикеров молодой абазинской художницы Дианы Жировой с персонажами, которые населяют улицы в разных уголках нашей страны, до огромных муралов на зданиях дагестанского автора Андрея Калугина.
Стрит-направление в искусстве дает художнику уникальную возможность свободно высказаться, выйти на прямой диалог со своей аудиторией. Конечно, в первую очередь таких художников тревожат социальные вопросы. Особого внимания, по моему мнению, достоин творческий анонимный дуэт из Махачкалы Bat and Dark. Они работают в узнаваемом стиле и говорят на злободневные темы, хлестко высказываясь о проблемах коррупции и экологии в республике.
Дуэт Others (Зайнаб Сайдулаева и Зухат Асекова) работает с простым неймингом: как уличная реклама, он завлекает аудиторию в мир продвинутых и креативных мусульманок. Молодой чеченский художник Магомед Аюбов создает масштабные работы с гигантскими лозунгами. Его работа, представленная на биеннале, гласит «О чем молчат чеченцы». Художник пытается понять, к чему привела ковидная изоляция, эпоха социальных сетей, все больше и больше лишающих нас живого общения, нормы патриархального общества, регламентирующие жесткую общественную иерархию. Руслан Магомедов продолжает архитектурные кавказские традиции и создает рельефы с кораническими надписями на фасадах горских мечетей и жилищ, украшает современный городской ландшафт каллиграффити. Это эстетика, знакомая кавказцам на протяжении веков.