Любимый напиток маршала Жукова, Олимпийские игры в Москве и полет в космос. Как Coca-Cola появилась в Советском Союзе
«Белая» Coca-Cola для маршала: легенда о любви Жукова к напитку
В годы Второй мировой войны Coca-Cola была очень популярна среди американских солдат, а позже и среди солдат союзных войск: к концу войны они выпили более пяти миллиардов бутылок. Одним из первых среди советских людей колу попробовал маршал Георгий Жуков на личной встрече с генералом Дуайтом Эйзенхауэром в 1945 году.
Как пишет автор книги «За Бога, страну и кока-колу» Марк Пендергаст, кола так понравилась Жукову, что он решил провезти ее в Советский Союз под видом водки. Дело в том, что после 1945 года отношения между США и СССР обострились — началась холодная война. Колы в Союзе не было, потому что ее считали символом капитализма, как и все, что производили в недружественной стране. Для того чтобы провезти колу, напиток нужно было сделать бесцветным, при этом без ущерба вкусу. Жуков рассказал о своей идее генералу Марку Уэйну Кларку, который с лета 1945-го командовал американскими войсками в Австрии. Кларк передал пожелание Жукова президенту США Гарри Трумэну, а тот — Джеймсу Фарли, главе Coca-Cola Export Corporation.
Чтобы обесцветить колу, химику-технологу компании пришлось убрать из состава карамель. В Советский Союз напиток отправили через Австрию. Разлили «белую колу» в прозрачные бутылки с прямыми боками (вместо стандартных изогнутых), а на крышках изобразили красную звезду. Получил ли Жуков свою Coca-Cola — неизвестно.
Одноразовые стаканчики вместо граненых. Как Coca-Cola появилась в СССР
История колы в Советском Союзе могла начаться еще в 1930-е годы, когда делегация американской компании приехала в СССР, чтобы исследовать возможность советского рынка. Но организовать продажи у американцев не получилось из-за высокой цены напитка.
Газировка впервые появилась в СССР только накануне московской Олимпиады 1980 года. Вместе с Fanta, продуктом той же компании, кола стала официальным напитком соревнований, несмотря на бойкот Игр со стороны США. Американские спортсмены не поехали в Москву из-за ввода советских войск в Афганистан. Представители компании сослались на то, что Coca-Cola — «межконтинентальная корпорация», которая спонсирует Олимпиаду с 1928 года.
«Фанту» в то время уже производили на Очаковском заводе в Москве. Колу же пришлось завозить из Европы: ее разливали в алюминиевые банки с этикетками, буквы на которых были написаны кириллицей. Точно так же колу «упаковывали» для продажи в Болгарии, куда ее начали поставлять с середины 1960-х. Во время Олимпиады американский напиток разливали в индивидуальные пластиковые или бумажные стаканчики в специально оборудованных торговых палатках Coca-Cola, в то время как простую советскую газировку граждане СССР и гости Игр могли купить на розлив в любом доступном автомате и выпить ее из граненого стакана.
«Праздник к нам приходит». Как Coca-Cola появилась на каждом новогоднем столе
24 января 1985 года в американской газете The New York Times опубликовали сенсационную новость: компания Coca-Cola официально сможет выйти на советский рынок, преодолев монополию PepsiCo, — «Пепси» появилась в СССР еще в 1973 году.
Сначала Coca-Cola решили продавать только за валюту, которую дипломаты, зарубежные туристы и советские граждане могли купить в магазинах Внешпосылторга. В страну напиток тогда завозили из Германии. Более-менее массово кола «пошла в народ» только в 1988 году, когда в холле гостиницы «Международная» установили первый автомат Coca-Cola, а на Москворецком пивоваренном заводе начали производить напиток из концентрата, который привозили из-за границы.
Первая наружная реклама Coca-Cola в СССР появилась в Москве в 1989 году. Тогда на Пушкинской площади установили светящийся неоновый логотип американской компании. Через год там же открыли первый «Макдоналдс», где кока-колу мог купить уже любой желающий.
Майкл О’Нилл, отвечавший в 1990-е за развитие бренда в Советском Союзе, рассказывал, что сначала Coca-Cola не могла построить настоящий бизнес на территории страны. Тот факт, что кола оказалась в руках советского космонавта, по словам О’Нилла, изменил отношение страны к американскому продукту. Более того, для полета Крикалева в компании доработали банку и добавили к ней систему охлаждения, чтобы у напитка остался «земной» вкус.
Первые фабрики Coca-Cola открылись в России в 1992 году в Ставрополе и Волгограде. Американская компания выкупила и реконструировала советские заводы для производства напитков. В Москве колу начали производить только через два года. В 1995 году московский завод посетил президент США Билл Клинтон, и в том же году Россия стала одной из стран, где вышла реклама «Праздник к нам приходит», адаптированная на русский язык.
Не только кола: какие напитки выходили под брендом Coca-Cola в России
К 2019 году Coca-Cola Hellenic Bottling Company (Coca-Cola HBC) занимала 6,2% российского рынка безалкогольных напитков, а на ее предприятиях работали около семи тысяч человек. К 2022 году у Coca-Cola HBC в России было уже 10 заводов, где производили безалкогольные напитки и соки, в том числе «Добрый», Rich, Schweppes, BonAqua, Burn и другие.
Сейчас компания Coca-Cola решила провести ребрендинг и переименовать свои холодильники и продукты в российских магазинах. Теперь колу будут выпускать под названием «Добрый кола», а саму компанию переименуют в Multon Partners. 8 марта компания прекратила поставку концентрата для производства напитков.
Основное внимание, как говорят в компании, планируют уделить брендам «Добрый», «Богатый» и «Моя семья».
Подготовила Дарья Масленко