Что произошло на границе Армении и Азербайджана
Первым об обстреле сообщило Минобороны Армении. По данным ведомства, военные Азербайджана начали «интенсивный обстрел» приграничных территорий близ Гориса, Сотка и Джермука с применением артиллерии и крупнокалиберного стрелкового оружия. Удары, заявляют в ведомстве, наносились в том числе по гражданской инфраструктуре: в селе Сотк сожжены несколько жилых домов и повреждено здание администрации.
Минобороны Азербайджана в ответ обвинило в эскалации конфликта армянскую сторону. В Баку утверждают, что подразделения вооруженных сил Армении совершили «широкомасштабную провокацию» на дашкесанском, кельбаджарском и лачинском направлениях, из-за чего Азербайджану пришлось принять «срочные меры».
По версии министерства обороны страны, Ереван целенаправленно нагнетал обстановку на границе весь последний месяц, сосредоточив там «тяжелую артиллерию и живую силу», а в ночь на 13 сентября заминировал районы между позициями азербайджанской армии. Новости о «вторжении Азербайджана в Армению» в Баку назвали «абсурдными».
Обе стороны конфликта заявили о потерях: Армения — о 49 погибших, Азербайджан — о потерях среди личного состава ВС (о числе погибших не сообщается) и повреждениях военной инфраструктуры. Позже в Минздраве Армении уточнили, что в результате обстрелов на границе ранены трое мирных жителей, один из них в тяжелом состоянии. Утром 13 сентября обстановка на границе оставалась напряженной, продолжались позиционные бои, заявляли армянские власти.
Правительство Армении обратилось за помощью к России и другим странам — участницам Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ситуацию на границе обсудили сначала министры обороны Армении и России Сурен Папикян и Сергей Шойгу, затем — Никол Пашинян и Владимир Путин. В итоге Армения и России договорились «предпринять необходимые шаги для стабилизации ситуации».
В российском МИД заявили, что стороны договорились о прекращении огня, и призвали Ереван и Баку «воздержаться от дальнейшей эскалации ситуации». Все «спорные проблемы» должны решаться исключительно политико-дипломатическим путем, подчеркнули в ведомстве.