Лучшее за неделю
Алексей Синяков
27 июля 2022 г., 15:56

Сладкое пиво и дорогой виски: как может измениться ассортимент алкоголя

Читать на сайте
Фото: Amie Johnson / Unsplash

Меньше горечи

Российский рынок пива активно развивался с середины 2010-х, когда в стране появилось больше сотни пивоварен. Их продукция стала получать награды на престижных международных конкурсах. В прошлом году экспорт российского пива вырос почти на четверть. Однако уже осенью у российского пива могут начаться проблемы. В первую очередь они коснутся его вкуса.

Один из главных ингредиентов для приготовления пива — хмель. Но его почти перестали производить в России после горбачевской антиалкогольной кампании. Весной 2022 года доля российского хмеля на рынке составляла всего 2%, говорил директор «Динского пивоваренного завода» Дмитрий Греца. Крупнейший российский производитель хмеля, по его словам, не мог обеспечить продукцией даже небольшой завод на Кубани. Поэтому почти все отечественные пивовары закупали хмель в Чехии, Германии и США, где его много. 

Хмель не вошел в список санкционных товаров, но у пивных компаний возникли проблемы с его импортом, так как нарушились привычные маршруты его транспортировки, говорил в интервью и. о. президента одной из крупнейших пивоваренных компаний России AB Inbev Efes Ораз Дурдыев. По словам Дурдыева, пивовары работают с Минсельхозом над тем, чтобы возродить в стране хмелеводство. Однако восстановить посадки хмеля в России быстро невозможно: как и для винограда, для его культивации надо закупать шпалеры и проволоки, а для получения первого урожая, из которого можно будет варить пиво, необходимо от трех до пяти лет. Кроме того, российский хмель надо убирать. А хмелеуборочных комбайнов в России не производят, пишет «Парламентская газета».

В марте 2022 года запасов хмеля у большинства производителей пива оставалось «на несколько месяцев», писал «Коммерсантъ» со ссылкой на Союз российский пивоваров. Исполнительный директор Ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов (в ассоциацию входят «Балтика», «Объединенные пивоварни Хейнекен» и AB InBev Efes) рассказал «Снобу», что пока «критического дефицита» хмеля в России не наблюдается: «Нам видится маловероятной ситуация, в которой поставки хмеля в Россию прекратятся совсем — возможно лишь усложнение логистических цепочек. В связи с этим мы не ожидаем изменений в ассортименте выпускаемого в России пива, включая горькие сорта».

Однако если один из главных продуктов для производства пива у алкогольных компаний закончится, российские пивовары будут добавлять в свою продукцию меньше хмеля, считает главный редактор портала пивного рынка Profibeer Дмитрий Дробышевский. А это приведет к тому, что часть пива потеряет горчинку. «Пиво, сваренное на чистом солоде, получится слишком сладким», — отмечает Дробышевский. Отсутствие хмеля вряд ли сильно повлияет на вкус темного пива, в большинстве сортов которого присутствие хмеля почти незаметно. 

Фото: Adam Wilson / Unsplash

Увеличение дорогого контрафакта

В начале весны российский рынок покинули несколько алкогольных компаний. Среди них крупнейший в мире производитель премиальных напитков Diageo, который делает ром Captain Morgan, виски Johnnie Walker и пиво Guinness. Другие крупные компании объявили о продаже своего бизнеса в России. Например, это сделали Beam Suntory и Edrington, в чьем портфеле бренды Jim Beam и Macallan.

Рестораторы говорят, что импортного алкоголя в российских барах хватит только до начала осени, если его вдруг не выпьют еще раньше. Дефицит некоторых позиций импортного спиртного — виски, ромов и вермутов — был замечен в московских барах еще в начале июня. Чтобы сохранить заграничные бренды в барных картах, необходимо легализовать параллельный импорт алкоголя, говорят рестораторы;  если этого не случится, в России может вырасти количество контрафакта. 

С рестораторами не согласен директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Он полагает, что контрафактный алкоголь, как производился в «гаражах», так и будет производиться в них дальше. Причем его количество может вырасти, если разрешить параллельный импорт, но не установить за ним серьезный контроль.

«Если параллельным импортом в Россию будут заниматься все кому не лень, то количество контрафакта увеличится, — сказал Вадим Дробиз «Снобу». — Но если им разрешат заниматься пяти-десяти проверенным крупным компаниям, которые и раньше занимались импортом, или это вообще будет государственная компания, то контрафакт вряд ли попадет к нам».

Если параллельный импорт разрешат, цена на заграничный алкоголь вырастет «процентов на 25%», полагает Дробиз. По оценкам рестораторов, ценник поднимается еще выше — на 30–50%.

Водка и коньяк вместо виски и рома

«Даже если импортный алкоголь подорожает, я думаю, его все равно будут пить, — говорит Дробиз. — Потому что этот алкоголь покупает в России в основном средний класс. А его вряд ли смутит, если бутылка стоила 1000 рублей, а будет стоить 1300 или чуть выше». 

Если любимые напитки среднего класса пропадут, считает Дробиз, то потребители перейдут с виски, рома и джина на коньяк — только уже не французский, а на грузинский, армянский и российский. Либо на крепкие настойки, продажи которых после введения санкций, по словам Дробиза, растут. «Деваться некуда — придется пить, — говорит Дробиз. — В крайнем случае человек выпьет российской водки». 

Водка — один из немногих товаров, который не зависит от поставок из-за границы, отмечает журналист, автор книги «История России в 14 бутылках водки» Денис Пузырев. Однако на конец мая цены на водку выросли в среднем на 10%. Подорожание произошло из-за двух факторов: на 4% вырос акциз, а остальные 6% подорожания сложились из-за роста стоимости упаковки, усложнения логистики и подорожания кредитов.

«Но все равно водка — самый стабильный алкогольный продукт, — отмечает Дробиз. — Повышение цен на нее всегда минимально и происходит, как правило, раз в год. Поэтому трезвым никто не останется».

Автор Алексей Синяков

Обсудить на сайте