О феномене женского лидерства
Феномен женского лидерства изучается в современной отечественной гуманитарной науке уже много лет. Это междисциплинарное явление на стыке психологии, педагогики, экономики и менеджмента, социологии, политологии, демографии. В основе женского лидерства лежит одна из целей устойчивого развития, провозглашенная ООН, — обеспечение гендерного равенства для девочек и женщин во всем мире.
В России законодательство об образовании гарантирует женщинам равные с мужчинами права. Однако, по данным разных исследований, в профессиональном плане условия для женщин и мужчин различаются, а оплата труда женщин меньше в среднем на 37%.
Поэтому развитие женского лидерства в повестке формирования условий гендерного равенства видится как взаимонаправленный процесс. Государства и мировые общественные институты создают условия для развития прав и возможностей женщин, сами же женщины стараются реализовать эти возможности для личностного и карьерного роста.
Ученые до сих пор предпринимают попытки доказать, основываясь на генетическом различии гендеров, что у женщин и мужчин разные способности, умения и обучаемость. В 2005 году президент Гарвардского университета Лоуренс Саммерс заявил, что мужчины в силу своей генетической природы лучше справляются с математикой и естественными исследованиями, чем женщины. Спустя пять лет Джеймс Прескотт и команда его соавторов, изучая математически одаренных подростков, доказала обратное: межполушарные связи, которые чаще более развиты у женщин, чем у мужчин, дают больше способностей к математике и формируют математический склад ума.
В конце ХХ — начале XXI исследования биологически обусловленных отличий женского и мужского поведения основывались на эндокринологии. Ученые высказали ряд гипотез об особенностях женского поведения, обусловленного специфическими для женщин гормонами. В первую очередь исследовали андрогены, эстрогены и прогестероны. В 2008 году Корнелия Файн ввела в оборот термин «нейросексизм», объединяющий все подобные наблюдения и эксперименты, которые объясняют различия в поведении или умственных способностях мужчины и женщины разницей в строении их мозга или в особенностях эндокринной системы. Однако подобные нейрофизиологические исследования обнаруживают не только негативные для гендерного равенства отличия, но и позитивные.
Поведение женщин контролирует семь «женских» гормонов, которые позволяют женщинам эффективно развивать эмоциональный интеллект, эмпатию, интуицию, быть более гибкими в принятии решений, что можно определить как феномен «мягкой силы». Термин пришел из политологии, но исторически восходит к учению Лао Цзы и означает способность добиваться результатов во взаимодействии с другими людьми на основе взаимной симпатии и уважения. В теории современного лидерства «мягкой силой» как раз можно назвать типично женский стиль управления, основанный на «экологичности» поведения и человекоцентричности.
Подобный стиль управления формируется на основе психологических предпосылок, которые служат одновременно основанием для формирования лидерских качеств у женщин — и развиваемыми и совершенствуемыми навыками.
- Гибкость и принятие
- Эмпатия и эмоциональный интеллект
- Креативность
- Интуиция
- Многозадачность
- Ответственность
- Работа в команде и наставничество
- Вера и уверенность в своей жизненной миссии
Некоторые из этих предпосылок в большей степени когнитивные компетенции — они поддаются развитию в системе «мягких навыков», и в этом помогают методики по развитию креативности, интуиции, умению работать с разными задачами. Другие компетенции более функциональные и комплексные (например, наставничество и ответственность). И часть предпосылок лежит вне компетентностных оценок (вера в себя и свою миссию), но также могут развиваться на протяжении всей жизни. То есть женское лидерство основано на навыках трех категорий: все они тесно связаны между собой и являются ориентирами для развития личности.
Именно в этой логике реализована образовательная программа «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей», первый сезон которой прошел в сентябре 2020 года. Тематические блоки программы «Я», «Команда», «Сообщество» отвечают смысловым сферам и ориентирам самореализации лидера: кто я, в чем моя идентичность и мой бренд, кто входит в мой ближний круг и мое пространство доверия, кто моя команда как управленческий ресурс, кто я в сообществе равных, чем ценен для него и чем оно ценно для меня.
Что же является мотивом, который дает импульс к саморазвитию женщин и «запускает» в них лидерское становление и формирование? При исследовании запроса на самореализацию и саморазвитие женщин были проведены интервью с успешными, состоявшимися женщинами, к которым обратились с несколькими вопросами. В ноябре — декабре 2021 года участницы первого потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж» приняли участие в специальном исследовании, которое проводил Аналитический центр «НАФИ». В ходе опроса 60 участниц образовательного проекта вспомнили о наиболее важных моментах, повлиявших на их профессиональный и личностный рост.
Чаще всего импульс для саморазвития давало некое нарушение сложившегося баланса в жизненных сферах, которое в итоге приводило к обновлению жизненной стратегии и лидерскому развитию. И это связано не только с началом общественной и публичной деятельности, сменой профессии или открытием бизнеса, но и с семейными факторами: замужеством, рождением ребенка и т. д.
О программе «Женщина-лидер»
О старте программы заявила председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко на суперфинале конкурса «Лидеры России». Она подчеркнула, что «наступает эра мягкой женской силы, где особая роль будет у женщин, которые более склонны к компромиссам и дипломатии».
В первый набор программы «Женщина-лидер» вошло 137 участниц. 17 человек были представительницами лидерских конкурсов платформы «Россия — страна возможностей», 120 человек представляли проекты Евразийского женского форума, партнера образовательного проекта Мастерской управления «Сенеж». Среди них примерно поровну представителей бизнеса и госсектора с некоммерческими организациями. Руководящие должности занимали почти все участницы — более 90%, треть имели стаж руководства 5–10 лет. То есть практически все имели «лидерский базис», который во многом позволила раскрыть и реализовать образовательная программа «Женщина-лидер».
Всего с момента запуска программы «Женщина-лидер» ее выпускниками стали 421 участница из 56 регионов. Силами межрегиональных команд было создано более 70 социальных проектов, направленных на решение актуальных проблем: защиту окружающей среды, популяризацию здорового образа жизни, расширение возможностей трудоустройства, образование детей и молодежи, развитие территорий и других.
В текущем году впервые в партнерстве с Россотрудничеством был организован международный поток программы. Его слушательницами стали 175 человек из 20 стран, включая Россию. Сейчас идет набор в региональную программу для жительниц Уральского автономного округа, центром ее реализации станет Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.