55 автопортретов, две аварии и монобровь. Какой была Фрида Кало
Мексиканский костюм
Фрида Кало родилась в Мексике в 1907 году, но изменила дату в паспорте на 1910-й — год начала гражданской войны — и стала называть себя «дочерью Мексиканской революции». В 30-е годы Фрида какое-то время жила в США (там работал ее муж Диего Ривера) и очень тосковала по родине — вернувшись, она стала часто носить национальные мексиканские костюмы.
Автопортреты
В 18 лет Фрида попала в аварию: в автобус, в котором она ехала, врезался трамвай. Девушка получила серьезные травмы и перенесла множество операций. Большую часть времени она проводила лежа и, чтобы отвлечься, начала рисовать.
За свою жизнь Кало написала 55 автопортретов. Она говорила: «Я пишу автопортреты, потому что знаю себя лучше, чем кого-либо. Я изображаю свою реальность. Я рисую, потому что не могу не рисовать, я рисую все, что проносится у меня в голове, не раздумывая».
Кисти
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего» — так Кало говорила о своем знакомстве с будущим мужем, знаменитым художником Диего Риверой.
Именно ему Фрида показывала свои первые работы. «Фрида единственный художник в истории искусств, которая вскрыла себе грудь и сердце, чтобы обнажить биологическую правду чувств», — писал Ривера о творчестве жены.
Монобровь
На автопортретах Фрида рисовала себя в совершенно разных образах: только появляющейся на свет и пытающейся родить ребенка, с попугаями и экзотическими животными, с «обнаженным» сердцем и «двойником». Но на всех полотнах встречается одна и та же деталь — знаменитая монобровь.
Однажды Ривера сравнил брови художницы с птичьими крыльями — позже Кало изобразила их так на одном из автопортретов. В повседневной жизни она подчеркивала их черным карандашом своей любимой марки Revlon. Кало любила и помады этого бренда: красными отпечатками губ она «подписывала» письма и фотографии.
Цветы
Часто Фрида рисовала цветы. В 1939 году она снялась для обложки французского Vogue в массивном украшении из них. С тех пор подобные цветочные аксессуары стали появляться в коллекциях известных дизайнеров.
В 40-е Кало стала народной любимицей. Окружающих вдохновляло не только творчество, но и сама личность, образ, который создала себе художница: она эпатажно одевалась, не скрывала свою бисексуальность, ругалась матом, много курила и пила текилу. Именно своим дерзким поведением, судя по воспоминаниям современников, она покорила Льва Троцкого, который в 1930-х годах скрывался у Риверы и Кало.
Протез
Последние годы Фриды прошли тяжело. Проблемы со здоровьем, начавшиеся еще в молодости, после аварии, обострились. Кало практически не вставала с постели. На открытие последней авторской выставки художницу привезли на больничной койке.
В 1953-м из-за начавшейся гангрены правую ногу Кало ампутировали. На протез она надевала красный ботинок на высокой шнуровке — свою любимую обувь, от которой не готова была отказаться ни при каких обстоятельствах.
Меньше чем через год после операции Кало умерла от острого воспаления легких. В дневнике она записала: «Надеюсь, мой уход будет удачным, и я больше не вернусь». Именно эта фраза породила слухи о «неслучайной» смерти художницы — некоторые полагали, что она умерла от передозировки наркотиков, которые она, по некоторым свидетельствам, употребляла, чтобы уменьшить боль. Доказательств, как, впрочем, и опровержений этой версии нет: вскрытие тела не проводилось.
Подготовила Ольга Обыденская